3. Влияние гендерных исследований на развитие личности, семьи и социальной активности
Еще одно перспективное направление гендерной истории самым тесным образом связано с оригинальным подходом, который можно условно назвать персональной, или новой биографической историей. Он, разумеется, имеет очень жесткие ограничения в источниковой базе для ранних периодов истории. Исследователи западноевропейской истории раннего нового времени, несмотря на наличие довольно богатых частных архивов и обширного корпуса литературных памятников, сталкиваются с серьезными трудностями и прежде всего в своих попытках реконструировать историческую индивидуальность представителей средних и низших социальных слоев. В частности, стремясь восстановить внутренний мир женщины этого времени, ученые вынуждены обращаться к немногочисленным представительницам элиты, потомкам которых к тому же удалось сберечь и пронести свои фамильные архивы сквозь все исторические катаклизмы. Но и в таких счастливых случаях неизбежно встает вопрос, можно ли наблюдения, сделанные на основании исследования отдельных судеб в сколь угодно щедрых на подробности казусах экстраполировать в область коллективного и тем более социально-дифференцированного гендерного опыта? Для такого переноса, конечно, требуются дополнительные обоснования. Иногда исследователь опирается на гипотезу о двойственности женского мировосприятия, предполагающую, что если в одних ситуациях представления женщины в той или иной мере отражали ее социальную принадлежность, которая определялась, в зависимости от ее семейного положения, по мужу или по отцу, то в других классовые различия вытеснялись более фундаментальными гендерными характеристиками. Констатация существенной общности "женского опыта" каждой конкретной эпохи, таким образом, не устраняет расхождений, создаваемых социальным неравенством, и соответствует тем свидетельствам источников, которые подтверждают, что противоречия этого "двойного статуса" женщин осознавались мыслящими современниками и озадачивали их так же, как и нынешних историков, пытающихся уложить женскую ментальность в классово-гендерную систему координат.
В то время как семейный статус определял каждую фазу женского жизненного цикла, отношение к женской сексуальности в широком смысле слова детерминировало поведенческий стереотип, предписываемый обществом всем женщинам, независимо от их возраста, семейного или социального положения. Этот нормативный код, выражавшийся, в частности, в понятиях "чести" и "позора", идеале женской скромности как внешнего выражения целомудрия, был призван контролировать не только сексуальное поведение женщин, но почти все стороны их бытия: он задавал строгости воспитания и скудость образования, стиль одежды и манеру говорить, ограничения в выборе партнера, рамки приемлемой деятельности и очень многое другое. Конечно, не все женщины следовали модели поведения, предписываемой им традиционным обществом, но обнаружившееся в ряде исследований разнообразие возможностей в целом очерчивает их пределы, выход за которые был трагическим уделом единиц.
Как показали в замечательных историко-биографических исследованиях С. Мендельсон и Н. Дэвис, даже редкие женщины XVII в., искавшие более широкое поле приложения своих сил, не оспаривали всего комплекса "гендерной асимметрии", вовсе не претендовали на привилегии мужчин в политике, праве, образовании, сексуальных отношениях, а своему проникновению в "заповедные" сферы деятельности тщательно искали оправдания. Но хотя никто из них не ставил открыто под сомнение гендерную полярность, как она понималась современниками, реализация такими женщинами своих властных амбиций, социальных притязаний и интеллектуальных потенций в скрытом виде (посредством обычных инструментов неформального женского влияния) была явлением достаточно распространенным. Из представленных исследовательницами "тройных портретов" ярко выступают спектр и пределы возможностей, которыми располагает индивид в рамках конкретного исторического контекста с характерной комбинацией социальной и гендерной иерархий. Н. Дэвис исключительно четко формулирует свою исследовательскую программу в Прологе, построенном в виде воображаемого обмена мнений автора с героинями написанной ею книги: "Я собрала вас вместе для того, чтобы узнать о ваших сходствах и различиях. В наши дни иногда говорят, что женщины прошлого похожи друг на друга... Я хотела показать, в чем вы были близки друг другу, а в чем нет, в чем вы отличались от мужчин своего мира и в чем были такими же... как разные религии влияли на женские судьбы, какие двери они вам открывали, а какие закрывали, какие слова и дела они позволяли вам выбирать... Я хотела узнать, как вы трое боролись с гендерным неравенством... Но я не изобразила вас просто многострадальными. Я также показала, как женщины в вашем положении извлекали из него максимум возможного. Я интересовалась тем, какие преимущества давала вам маргинальность..."
Пожалуй, наибольшие ожидания от гендерной истории в области методологии связаны с поисками решения чрезвычайно трудной проблемы взаимодействия индивидуального, группового, социального и универсального в историческом процессе. В то же время приходится констатировать, что уже полученные результаты работы историков, которые - в зависимости от избранного ракурса исследования - описывают отдельные женские судьбы и либо выясняют роль женщин в семье и домохозяйстве, либо выявляют место женщины в общественно-публичной сфере (в заданных пространственно-временных границах), все еще нуждаются в переосмыслении с точки зрения возможного синтеза всех этих трех аспектов изучения истории женщин. В практике же конкретно-исторических исследований с более широким охватом продвижение в решении этой проблемы было намечено в книге Ш. Маршал, посвященной истории нидерландского дворянства раннего, нового времени. Важнейшими этапами её интегративной по самой своей сути исследовательской программы стала, во - первых, достаточно сложная процедура перехода от тщательно проработанной и отсортированной демографо-статической информации просопографического характера к выявлению семейных моделей и отношений, во-вторых, от межличностных отношений к межгрупповым и, в-третьих, выход в макромир крупных общественных процессов.
Исследовательница, в частности, пришла к выводу о том, что реалии семейной жизни вовсе не укладывались в прокрустово ложе нормативов. Женщины принимали участие не только в семейной, но и в политической и общественной деятельности, их права, защищенные законом и обычаем, обеспечивали им достаточную независимость. Жены и мужья часто были партнерами в семейных делах. И матери и отцы участвовали в воспитании детей, поддерживая друг друга и внушая ценность взаимных отношений своим детям. На шкале ценностей сохранение единства семьи иногда ставилось выше общности конфессий. Эш. Маршал настаивает на том, что весомый вклад в изменения отношений между мужем и женой, родителями и детьми внесли демографические реалии ХVI - ХVII веков в Нидерландах: относительно узкий возрастной интервал между супругами создавал изначально благоприятные условия для взаимного сближения и установления партнерских отношений, а высокая детская смертность и реальная угроза угасания рода в условиях войны и революции повышали ценность каждого из выживших детей в глазах родителей и домочадцев. Важнейшую роль сыграла Реформация. В целом межличностные отношения и жизненные ориентиры нидерландских протестантов, как и их новая общественно - политическая система оказались в начале ХVII века гораздо более "модернизированными", чем у их современников - соседей по "западно-европейскому дому".
Это один из примеров исследования с использованием гендерного подхода. А как используются гендерные исследования в современной философии?
В качестве примера хотелось бы привести исследование ценностных ориентаций у мужчин и женщин, проведенное в 2004 году в Ярославле.
Выявить основные ценности ориентации мужчин и женщин в новых общественных условиях - эту цель преследовало социологическое исследование, проведенное в 2004 г. в Ярославле. Опрошено 296 женщин и 109 мужчин, представляющих наиболее представительные группы населения города и области: рабочих и служащих заводов, преподавателей и студентов вузов, служащих ряда городских организаций.
В ходе опроса выяснилось, в частности, отношение респондентов к таким ценностям как семья и работа. Как к ним относятся женщины? Из табл.1 видно, что для большого числа представительниц старшего поколения работа является наибольшей ценностью по сравнению с друзьями, но семья у всех на первом месте. Друзья оказываются весьма значительной ценностью для молодых и с возрастом это значение утрачивают. Свободное время наиболее значимо для женщин в возрасте от 25 до 40 пет.д.ля них же наименее значимой, судя по ответам, оказалась и работа. Политика же не представляет собой ценности в глазах респондентов.
В целом (за исключением женщин старше 40 лет) у респонденток работа оказывается на третьем месте: предпочтения отданы семье и друзьям. Это распределение могло бы подтвердить расхожее мнение о том, что женщины более ориентированы на дом, однако столь непосредственная интерпретация представляется поспешной и недостаточно обоснованной. Подобные ответы, думается, следует связать в первую очередь с рождением и воспитанием одного или нескольких детей, а во вторую - с существующими в обществе до сих пор стереотипами, которые часто влияют на самооценку, самочувствие и поведение работающих женщин.
"Эффект двойной нагрузки - домашней и производственной - существует во всех странах, проходящих этап модернизации, и "работает" на дискриминацию женщин, ограничивая женское участие в профессиональном труде". Белоконная Л. Гендерная статистика в России. Вопросы экономики. 2007.,№3., с.115. Однако такая ситуация чревата значительными негативными последствиями для всего общества: недостаточное привлечение мужчин к домашнему труду и воспитанию детей вытесняют их из сферы семьи.
Распределение оценок "довольно важно и "очень важно" в системе предложенных ценностей.
Таблица 1.
Возрастные группы женщин |
Ценности |
|||||
семья |
Друзья |
Работа |
Свобод-ное время |
Поли- Тика |
||
До 25 лет |
95 |
96 |
76 |
80 |
3 |
|
25 - 40 лет |
97 |
85 |
56 |
85 |
7 |
|
41 - 55 лет |
99 |
81 |
92 |
81 |
9 |
|
Старше 55 лет |
100 |
80 |
90 |
60 |
10 |
|
среднее |
98 |
85 |
78 |
76 |
7 |
Таблица 2.
Возрастные группы женщин |
Ценности |
|||||
семья |
Друзья |
Работа |
Свобод-ное время |
Поли- Тика |
||
До 25 лет |
96 |
94 |
70 |
75 |
6 |
|
25 - 40 лет |
95 |
82 |
96 |
50 |
14 |
|
41 - 55 лет |
100 |
73 |
99 |
80 |
25 |
|
Старше 55 лет |
100 |
75 |
100 |
25 |
25 |
|
среднее |
98 |
81 |
91 |
57 |
13 |
Данное положение постепенно закрепилось в общественном сознании как "природное", "естественное" предназначение мужчин и женщин. Вследствие чего женщинам нередко приходятся скрывать свои устремления и способности, чтобы адаптироваться к требованиям традиционного стереотипа мышления. В обществе устойчив стереотип: профессиональная карьера несовместима с женственностью. Более того, в условиях роста безработицы женщине практически вменяется комплекс вины за ее профессиональные устремления и попытку выбирать свой жизненный сценарий, поскольку ее стремление иметь высокооплачиваемую работу означает, что она отнимает эту работу у отца, мужа, брата, работает в ущерб семье. И из безработных мужчины и женщины выходят по-разному. По данным исследования, проведенного В.Е. Гимпельсоном, B. C. Магуном [1], среди мужчин каждый четвертый бывший специалист перешел в рабочие, около 7% - в служащие. Не для всех последнее трудоустройство явилось ступенькой вниз: (М> стали руководителями. У женщин же, сохранивших свои места в группе специалистов, движение из этой группы шло в основном вниз.
Продолжая сравнение поведения и представлений мужчин и женщин, обратимся к восприятию предлагаемых ценностей мужчинами (табл.2). Данные показывают, что работа у мужчин находится на втором месте, в то время как у женщин она была на третьем. При этом значение работы возрастает с возрастом, как впрочем, и значение семьи, а также политики. Менее важны с возрастом, оказываются друзья. Это означает, что значительная часть мужчин также видит в семье убежище от невзгод и дискомфорта окружающего мира. С возрастом важность обрести "семейное счастье осознается мужчинами все в большей мере [2].
Распределение мнений опрошенных (в%) относительно следующих суждений.
Возрастная группа |
Согласны |
Не согласны |
Затруднились ответить |
||||
Ж |
М |
Ж |
М |
Ж |
М |
||
"Оба - муж и жена - должны участвовать в создании семейного дохода - вносить поровну" |
|||||||
До 25 лет |
33 |
26 |
57 |
63 |
11 |
10 |
|
25 - 40 лет |
31 |
36 |
60 |
47 |
8 |
18 |
|
41 - 55 лет |
40 |
23 |
54 |
61 |
5 |
15 |
|
Сташе 55 лет |
40 |
60 |
60 |
33 |
- |
- |
|
Среднее |
35 |
38 |
58 |
51 |
6 |
11 |
|
2. "Иметь работу - лучший способ для женщины быть независимой" |
|||||||
До 25 лет |
65 |
38 |
23 |
36 |
11 |
25 |
|
25 - 40 лет |
59 |
52 |
27 |
31 |
14 |
14 |
|
41 - 55 лет |
65 |
42 |
28 |
56 |
7 |
4 |
|
Сташе 55 лет |
92 |
66 |
- |
- |
10 |
33 |
|
Среднее |
70 |
49 |
19 |
31 |
10 |
19 |
|
3. "Быть домашней хозяйкой - такая же работа, как и трудиться за деньги. |
|||||||
До 25 лет |
76 |
53 |
22 |
40 |
2 |
||
25 - 40 лет |
88 |
72 |
9 |
22 |
2 |
5 |
|
41 - 55 лет |
84 |
63 |
16 |
29 |
- |
7 |
|
Сташе 55 лет |
60 |
50 |
30 |
50 |
10 |
- |
|
Среднее |
77 |
59 |
19 |
35 |
3 |
4 |
|
4. "Иметь работу это прекрасно, но что по - настоящему нужно женщине - это дом и дети". |
|||||||
До 25 лет |
67 |
76 |
30 |
14 |
3 |
10 |
|
25 - 40 лет |
73 |
90 |
17 |
- |
9 |
9 |
|
41 - 55 лет |
72 |
92 |
23 |
4 |
5 |
4 |
|
Сташе 55 лет |
51 |
99 |
44 |
- |
- |
- |
|
Среднее |
66 |
89 |
28 |
4 |
4 |
6 |
|
5. "Работающая женщина может обеспечить дома уют и тепло, точно также, как и не работающая. " |
|||||||
До 25 лет |
25 |
15 |
71 |
77 |
4 |
6 |
|
25 - 40 лет |
27 |
27 |
71 |
59 |
1 |
14 |
|
41 - 55 лет |
24 |
32 |
76 |
64 |
- |
4 |
|
Сташе 55 лет |
56 |
- |
43 |
100 |
- |
- |
|
Среднее |
33 |
18 |
62 |
75 |
1 |
6 |
"Мужская модель" поведения связывается с регулярным и достаточно частым потреблением крепких спиртных напитков в мужской компании: опьянение вполне допускается. Для женщин потребление спиртного допускается лишь в некоторых ситуациях, преимущественно в кругу семьи, а напитки - только легкие. Разведенные женщины и вдовы пьют значительно реже, чем замужние, а разведенные и вдовые мужчины - чаще, чем женатые [3].
Более существенные отличия можно обнаружить в ответах респондентов на намеренно провоцирующие вопросы. Респондентам предлагалось выразить согласие (несогласие) с рядом суждений, отражающих патриархальные и модернистские ценности (табл.3).
С утверждением "иметь работу - лучший способ быть независимой" (п.2) согласились более половины опрошенных женщин, причем среди них - 65% самых молодых и женщин 41 - 55 лет, а также 90% старше 55 лет. А вот женщины в возрасте 25 - 40 лет проявили больше сдержанности. Думается это происходит потому, что последние имеют на своем попечении детей, а именно на этом этапе жизненного пути им нужна не столько независимость, сколько материальная поддержка; работать же, имея детей, не все они оказываются в состоянии. Что же касается самих молодых респонденток, то сравнительно высокая доля затруднившихся ответить (25%), говорит о том, что они пока еще только начали осваивать эгалитаристские ценности.
С утверждением "Быть домашней хозяйкой - такая же работа, как и трудиться за деньги" согласны от 3/4 до 4/5 респонденток во всех возрастных группах. Наиболее часто согласие выражали женщины 25-40 лет, с этим солидаризируются и мужчины, что говорит скорее об общесоциальной, чем гендерной межпоколенческой ориентации на признание важности домашнего труда.
Ответы респондентов демонстрируют удивительную противоречивость: поддерживая тезис 3, они в то же время выражают поддержку патриархальной позиции (тезис 4), причем с возрастом все чаще (за исключением женщин-пенсионерок, у которых, по всей видимости, уже опустел дом, дети выросли, в связи с чем актуальным стал поиск иных жизненных приоритетов).
Большинство респонденток во всех подгруппах не согласны с утверждением 5. Сторонников такой точки зрения удалось обнаружить лишь среди женщин (56%) и среди представителей возрастной группы от 25 до 40 лет, где положительно ответивших мужчин 8 женщин поровну.
Судя по полученным данным, а также проанализировав результаты ряда других исследований, можно сделать вывод, что в целом итог социальных трансформаций в России заключается в том, что дискриминация женщин во всех сферах общественной жизни стала более заметной. Патриархальная установка преобладает, отчасти женщинами же и поддерживаемая. Модернизационные тенденции имеются, но пока весьма слабые: женщины участвуют в преобразовании российской экономики, меняют формы своей трудовой активности. В общественном мнении женщин крепнет вера в их способность занимать руководящие должности. Эти изменения протекают по-разному и пока вызывают значительные противоречия, отражаемые в сознании респондентов в качестве вариативности горизонтальных (внутри одного поколения) ценностных совмещений.
- Гендерные аспекты социальных проблем в современном российском обществе.
- 1.4. Значение гендерных исследований для современной российской культуры
- Глава 2. Проблема гендерного обучения в современном российском образовании
- 3. Философия и методология гендерных исследований на современном этапе
- 3. Актуальные проблемы гендерного равенства в современных условиях
- Проблема гендерных отношений в современной философии
- Расстройство гендерной идентичности как современная проблема.
- 7. Гендерная проблематика в современной философии: парадоксы концептуализации женского
- Гендерная культура в современном российском обществе
- Тема 2. Гендерные исследования: история и современное состояние