logo
Генезис и трактовки интеллекта. Концепция интеллектуализации технических систем

1. Природа человеческого интеллекта на примере естественных языков и музыкальной культуры отдельных индивидов и общности людей

Истоки ЕЯ (естественного языка) и ЕИ (естественного интеллекта) не оставляют никого равнодушными. Одни ученые ищут их, чтобы понять саму жизнь, вторые - чтобы познать себя и себе подобных, третьи - чтобы открыть закономерности, скрытые в самих этих категориях. Мы проведем поиски с тем, чтобы проложить мост между ЕИ и ИИ (искусственным интеллектом), т.е. с позиции: познай себя получше, - только тогда сможешь создать "умные" машины и включиться в человеко-машинную систему.

На каком уровне сейчас диалог между человеком и машиной; каковы характеристики интерфейса их общения на сегодняшний день, возможности и требования на ближайшую и далекую будущность; на чем зиждется реальность прогнозных оценок, экспертных решений относительно перспектив говорящей и думающей машины?

Невозможно ответить на эти вопросы, не разобравшись во взаимосвязях ЕЯ и ЕИ - с одной стороны, ИЯ (искусственные языки) и ИИ - с другой стороны, и внутри каждой пары по отдельности. Начинать все же следует с пары ЕЯ и ЕИ, ибо благодаря именно взаимосвязи между составляющими этой пары возник говорящий и думающий HS.

Предваряя ход дальнейших рассуждений, выскажем гипотезу:

S-гипотеза. Природа и ЕЯ, и ЕИ имеет синергетическую сущность, т.е. они суть плоды самоорганизации в эволюции жизненных циклов поколений HS (Homo Sapiens) - гносеологии и генеалогии человечества.

Аргументы-доводы в пользу данной гипотезы - Synergetic Hypotheses:

1а) Никакая нация, никакой народ исторически не ставил перед собой задачу разработки своего собственного языка (или языков); наличие своего собственного языка, наоборот, относится к совокупности предпосылок к формированию нации, народности, т.е. в этом смысле язык первичен, а нация вторична;

2а) Известны сменявшие друг друга иерархии устойчивостей и неустойчивостей процесса формирования языка, причем последующая устойчивость, как правило, более высокого порядка, чем предыдущая, хотя имели место и кризисные явления, связанные с рядом языков, либо бесследно исчезнувших, либо в результате ассимиляции поглощенных другими языками, либо выродившихся по каким-либо признакам и посему не являющихся естественными языками человеческого общения в обычном понимании или имеющих меньшую сферу распространения.

Примеры устойчивостей в ЖЦЕЯ (жизненном цикле ЕЯ):

язык жестов и возгласов; как вырожденный вариант (ВВ) - язык мимики (у человекоподобных обезьян); плач (у ребенка);

язык племени; один из признаков племенного образа жизни HS (у первобытных людей); ВВ - язык мифов (?);

язык рода (у людей разных племен, образующих род); ВВ - язык мифов (?);

язык нации (у людей, образующих одну нацию); ВВ - диалект;

язык народности (у людей разных родов, национальностей, образующих народность); ВВ - диалект;

язык народа (у людей разных национальностей и народностей, образующих народ); ВВ - диалект, религиозный язык;

государственный язык (деловой язык людей разных национальностей, народностей и народов, живущих в одном государстве); ВВ - религиозный язык, язык глухонемых;

язык межнационального общения (для взаимного общения людей разных национальностей, живущих в одном государстве);

научный язык (у людей науки); ВВ - научный жаргон;

профессиональный язык (у людей одной профессии); ВВ - профессиональный жаргон;

Примеры неустойчивостей:

когда жесты и возгласы исчерпывали себя как средства общения, начинали складываться фонемы (их физическое отражение - голосовые звуки), говорят "спонтанно”, но это означает первый взрыв неустойчивости, что привело к изменению и развитию голосовых связок, легких, полости рта, носоглотки, слухового аппарата, мозга, даже половых органов; конечно, все это не случилось в один миг, а явилось результатом долгой эволюции человекоподобной обезьяны и превращения ее из животного в первобытного человека, это было мучительной борьбой за выживание, проявлением естественного отбора в среде и условиях дикой природы; здесь уместна реплика: не только труд превратил обезьяну в человека, а он стал истинно HS, благодаря возникновению фонемного языка (F-языка); если бы не этот язык, то только лишь труд, возможно, до сих пор превращал бы человекоподобную обезьяну в человека. Этот взрыв неустойчивости (назовем его F-неустойчивостью) колоссально ускорил процесс становления HS и качественно изменил эволюционный ход этого процесса; вид этой неустойчивости можно отнести (охарактеризовать) к комбинации множественных складок и сборок.

Здесь дело обстоит примерно так, как в случае притчи "о яйце и курице” в смысле происхождения: - вот и новая притча: "F-язык или HS? ” (F-язык - фонемный язык); фонемы - это своего рода устойчивые звукообразования, они хотя и порождены возгласами, но отличаются от последних именно большей стабильностью, т.е. устойчивостью; на базе возгласов не могли образоваться складные звукосочетания;

появлению устойчивых звукосочетаний - прототипов слов предшествовала неустойчивость (V-неустойчивость); она, возможно, отличалась меньшими всплесками, по сравнению с предыдущим видом неустойчивости, но также сыграла позитивную роль;

менее чувствительные всплески неустойчивостей имели место при переходе к осмысленным словам и словосочетаниям; это было временем проб и ошибок и началом закладки фундамента к двухканальному способу восприятия внешнего мира и временем переустройства структуры мозга; здесь свою преобразующую роль сыграла "обратная связь”; образы (устрашения) и (лакомства) тысячекратно проверялись в повседневной жизни и в конце концов получали словесное отражение и в мозгу, и в общении; в результате сложился семантический язык (SM-язык);

неустойчивость проявилась и в процессе становления частей речи и самой речи; появилось стремление не только правильно мыслить, но и правильно выражаться - вести речь, придерживаясь определенных правил, т.е. на первый план выдвинулся синтаксис; таким образом, начал складываться синтаксический язык (SN-язык);

лингвистический канал накопления информации и речевой способ организации памяти и процесса мышления в левополушарной половине мозга HS; этот канал будем подразделять на фонемно-символьный (у глухонемого человека); последние являются полу вырожденными случаями полновесного фонемно-символьного канала; встречаются другие виды вырождения, например, если человек безграмотный, то нельзя полностью отрицать роль символьной половины, так как символы, употребляемые лингвистическим каналом, бывают не только символами письма, они могут быть культовыми, племенно-родовыми и т.п.; или другой пример вырождения: лингвистический канал у незрячего глухонемого человека вовсе не соответствует такому названию, скорее следовало бы называть осязаемо-обоняемо-внушаемым каналом, возможности которого ничтожны по сравнению с полновесным фонемно-символьным лингвистическим каналом, но все же, благодаря свойству природной избыточности органов чувств, функции свернутых органов заменяются действующими органами, разумеется, о полной подмене одного органа другим речи быть не может, только лишь частичное выполнение несвойственных функций могут взять на себя эти органы - доноры; здесь мы снова же сталкиваемся с явлением самоорганизации - само-переориентации, структурно-функциональной перестройки органов чувств; т.е. человек им же и остается, если свернутыми окажутся добрая половина органов чувств; история человечества предоставляет немало фактов, связанных с людьми феноменальных способностей, не обладавшими функционирующими органами чувств в полном объеме, и тем не менее ставшими личностями; но само-переориентация особый вид самоорганизации, который мало изучен даже в специальной научной области, поэтому мы ограничимся лингвистическим каналом фонемно-символьной природы; с раннего детства, как только у дитя просыпается слух, начинает функционировать лингвистический канал, оставаясь фонемным до тех пор, пока не начнет ребенок учиться чтению и письму; параллельно с этим каналом в правополушарной половине мозга начинает развиваться экстралингвистический канал накопления образной информации об окружающих близких людях и среде; каждый человеческий индивид становится своего рода "генетическим копировальщиком" всего жизненного цикла естественного языка, повторяющим весь пройденный путь, начиная с F-языка, кончая G,L-языками (в ряде случаев ST,PR-языками); мы здесь сформулируем еще одну мини-гипотезу: дитя с первых же мгновений появления на свет начинает "разговаривать" на языке жестов и возгласов - это плач и крепко сжатые кулачки маленьких ручонок, т.е. действительно генетически заложенным у HS оказывается его способность к воспроизводству программы хронологического прослеживания жизненного цикла естественного языка; неспроста поэтому до конца своей жизни индивид сохраняет в себе это умение плакать, издавать возгласы и жестикулировать, хотя как будто никто его специально не обучает этим способностям; учитывая эту гипотезу, заключаем, что индивид копирует ЖЦ ЕЯ, начиная с младенческого "возраста” естественного языка (поэтому назовем язык жестов и возгласов B-языком); как же тогда отражаются вышеперечисленные режимы самоорганизации, встречающиеся в ЖЦ ЕЯ в лингвистическом канале в мозгу у индивида (?); информация накопленная в памяти индивида с раннего младенческого возраста, должна не только накрепко запомниться, она призвана превратиться в знания, а последние, в свою очередь, постепенно образуют естественный интеллект (ЕИ) индивида; для этого информации недостаточна однобокая лингвистическая направленность, она объединяется с образным отражением того объекта, с которым связана эта информация, поступающим в память через параллельный экстралингвистический канал; это не простое совокупление разнохарактерной информации об одном объекте, это сложный автокаталитический процесс формирования знаний, причем здесь задействованы не только два канала накопления информации, а также - два основных режима - сознательный и подсознательный; и катализ здесь играет двоякую роль: во-первых, с его помощью постепенно уточняются знания об одном и том же объекте, наложением все новой и новой информации, поступающей в память о нем же на уже имеющиеся знания; во-вторых, эти присутствующие знания в памяти об одном объекте участвуют при формировании знаний о другом объекте, родственном с первым объектом по каким-либо признакам; иными словами, теперь же в ЕИ мы имеем более сложное явление самоорганизации со сменяющими друг друга состояниями устойчивости и неустойчивости, чем то, которое соответствовало автокатализу в процессе совершенствования ЕЯ;

еще об одном процессе имеем особое мнение; речь идет о взаимовлиянии ЕЯ и HS: мы выше обрисовали порознь хронологию эволюции ЕЯ и формирование ЕИ, так или иначе осуществляемого с использованием ЕЯ в течение жизни одного индивида; в действительности, между ними имеется теснейшая связь, причем она имеет сложную природу и осуществляется в виде итерационно-рекуррентного процесса взаимосовершенствования и самосовершенствования; развивая свой язык, человек возвышает собственный интеллект, а это, в свою очередь, позволяет предъявлять к ЕЯ еще более высокие требования и т.д., этот процесс нескончаем пока живо сообщество HS, т.е. человечество.

интеллект самоорганизация информационная структура

Здесь уместно также провести аналогию с гармонией музыки. Мы полагаем, что способность восприятия этой гармонии у HS заложена в генах, т.е. имеется некая остаточная звуко-голосовая, фонемно-языковая память, которую можно называть реликтом B-F-устойчивостей (т.е. устойчивостей B-языка и F-языка), в которой записан код изначальной гармонии звуков. Неспроста, наверняка, что иногда человека успокаивает (снимает стресс, защищает от эмоциональных срывов) громкий плач, а иногда смех (поднимает настроение - это психологический эффект, "омолаживает" эмоциональное состояние - это физиологический эффект). В обоих случаях считаем все это плодом "созвучности" той изначальной гармонии с гармонией сегодняшних звуков, не говоря уже о гармонии современных мелодий

В заключении выскажем еще одну гипотезу, относящуюся собственно к современному человеку.

В тех случаях, когда речь идет о естественном интеллекте отдельно взятого индивида, будем его называть человеческим интеллектом (ЧИ).

Главный феномен ЧИ заключается в том, что он есть продукт и одновременно сам процесс мышления, т.е. вне постоянного самообновления (считай - самоорганизации) нет интеллекта. Другими словами, ЧИ с синергетической точки зрения есть автокатализ; с кибернетической - процесс самогенерации и авторецепции когнитивных знаний из самого себя, посредством внешних раздражителей и внутренних взаимодействий, взаимодополнений собственных сознательного и подсознательного составляющих, т.е. компонент ЛП (левополушарного) и ПП (правополушарного) миров в мозгу Homo Sapiens. Иначе говоря, ЧИ - и сопродукт, и софункционирование кибернетически парных процессов в мозгу HS.

Естественным продолжением и переосмыслением S-гипотезы является следующая Synergetic-Cybernetic Hypotheses:

S-C-гипотеза. Подсознательное и Сознательное - ни что иное, как постоянно кибернетически проявляющаяся самоорганизация.

Другими словами, природа подсознательного и сознательного - синергетическая, а механизм функционирования - кибернетический.

Следствия:

1. Модель ЧИ должна быть кибернетической, способной перевоплощать когнитивную самоорганизацию компонент интеллекта.

2. В кибернетическом инструментарии моделирования кроме правил логического вывода необходимо присутствие нечто такого, которое воплощало бы синергетическую самоорганизацию знаний. Как на все вышеизложенное смотреть с позиций ИИ? Можно ли искусственно повторить суть ЧИ? Достаточно ли развиты Кибернетика и Синергетика, достаточно конструктивно сложна и функционально гибка современная техника, достаточно хорошо изучена синергетическая и кибернетическая природа мыслительных процессов в мозгу HS и отдельно взятого человека, для того чтобы создать искусственный мозг? Сюда добавьте вопросы, приведенные в начале раздела! Мы признаемся, что на эти и подобные вопросы не в полной мере ответили в данном разделе, но нами заложен фундамент под "полигон”, где в будущем развернутся поиски ответов и решений. Пока же закончим данный раздел следующим предположением-предсказанием:

Если заручаться законами Синергетики, то самоорганизация и крупномасштабное единение языков неизбежны: поистине устойчивым, общепризнанным может быть тот единый научно-естественный язык CNL, способный объединить людей перед угрозой собственного исчезновения, из-за земных катаклизмов, и перед соблазном великого переселения на другие планеты, возможно - в иные галактики.