Круг философских проблем, основные вопросы философского познания
Философские проблемы - это проблемы не об объектах (природных или сотворённых людьми), а об отношении к ним человека. Не мир (сам по себе), а мир как обитель человеческой жизни - вот исходная точка зрения философского сознания.
"Что я могу знать? Что должен делать? На что могу надеяться?", - именно в этих вопросах заключены, по Канту, высшие интересы человеческого разума.
Философские вопросы - это вопросы о судьбе, предназначении человека и человечества. Не философы придумывают эти вопросы. Их создаёт жизнь. Они предстают как фундаментальные противоречия живой человеческой истории, имеющие открытый, независимый характер. Проходя через всю человеческую историю, выступая в определённом смысле как вечные проблемы, они приобретают в различные эпохи, в различных культурах и свой конкретный неповторимый облик. Философы - в меру своих сил и способностей - решают эти вечные, смысложизненные вопросы. Сам характер философских проблем таков, что простой, однозначный, окончательный результат их разрешения невозможен, их теоретическое решение мыслится не как окончательное, снимающее проблему, а как решения призванные:
- резюмировать прошлое;
- определить конкретный облик проблемы в современных условиях;
- прагматически осмыслить будущее.
Философия, постигая историческую эпоху, опережающе отражает направления и пути развития человечества, предупреждает о скрытых опасностях.
Универсальной проблемой философии является проблема взаимоотношения "мир - человек". У неё много обличий: "субъект - объект", "материальное - духовное", "объективное - субъективное" и т.д.
Издавна философы страшились выделить в этой универсальной проблеме главную, так называемый основной вопрос философии.
В марксистской философии этот вопрос был сформулирован Ф. Энгельсом: "Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию".
Такой подход к формулировке основного вопроса философии базируется на фундаментальных фактах человеческой жизни:
- существуют материальные явления и духовные (сознание, воля, мышление);
- каждый человек выделяет себя из всего того, что его окружает и отличает себя от всего другого;
- он соотносит свои цели с действительностью, оценивает действительность.
"Двойственный" характер человеческой, "удвоение" человеком себя и своего мира в сознании является базисом выделения в качестве основного вопроса об отношении материального и духовного.
Основной вопрос философии имеет две стороны:
Первая: что первично - сознание или материя? В зависимости от ответа на этот вопрос философы делятся на два главных направления. Представители первого - материалисты - за основу берут материю, а сознание рассматривают как нечто вторичное, зависимое от материи. Разновидности: метафизический материализм, вульгарный материализм, диалектический материализм.
Представители второго - идеалисты - первичным считают дух, сознание, а материальный мир, вторичным.
Идеализм существует в двух основных разновидностях:
- субъективный идеализм - представители которого считают первичным сознание человека, субъекта;
- объективный идеализм - сторонники которого считают первичным дух, существующий незавимо от человека.
Материализм и идеализм - это монистические направления в философии (греч. монос - один), так как то и другое направление за основу берут какое-то одно начало.
Наряду с философским монизмом существует течение дуализм (лат. дио - два), сторонники которого рассматривают материю и сознание как два параллельных начала.
Вторая сторона основного вопроса философии: Познаваем ли мир?
Большинство философов утвердительно отвечает на этот вопрос. Однако часть философов отрицает возможность познания мира полностью или частично. Это были представители агностицизма (греч. а - нет, гносис - знание). Часть философов признавая познаваемость мира, выражала сомнение в достоверности знаний, их называли скептиками, а направление - скептицизм (греч. скептикоз - критикующий).
Рассматривая основной вопрос философии, необходимо отметить, что далеко не все философы с ним согласны. Более того, большинство философов, в прошлом и сейчас, даже и не считают своим важнейшим делом решение именно этого вопроса.
На первый план в различных философских учениях выносятся проблемы путей достижения истины, проблемы нравственного долга, свободы, практики и др.:
- Французкий философ А.Камю "Вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов";
- Русский философ Н.А.Бердяев - основная проблема - проблема свободы человека: его сущности, природы, предназначения;
- Немецкий философ П.Рикерт - проблема зла и насилия.
Но тем не менее, любой философ, рассматривая ту или иную проблему, так или иначе рассматривает соотношение "мир - человек", а значит хочет он того или не хочет, обращается к основному вопросу философии.
Одна из важных особенностей научного познания в сравнении с обыденным состоит в его организованности и использовании целого ряда методов исследования. Под методом при этом понимается совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической, преобразующей деятельности людей. Эти приемы, правила в конечном счете устанавливаются не произвольно, а разрабатываются, исходя из закономерностей самих изучаемых объектов.
Поэтому методы познания столь же многообразны, как и сама действительность. Исследование методов познания и практической деятельности является задачей особой дисциплины - методологии.
Метафизика, в буквальном смысле - “то, что после физики”; так были названы Андроником Родосским в изданном им сборнике сочинений Аристотеля статьи, не имеющие собственного заглавия и помещенные им после трактатов по физике. Впоследствии название метафизика стали прилагать к наиболее общей части философии, к учениям о высших принципах познания (онтология), о Боге, о первоначале мира, о бессмертии души и свободе воли, причем до Канта все названные вопросы рассматривались догматически, допуская возможность абсолютного познания. В этом смысле под метафизика ныне разумеют не критическую (по терминологии Канта) философию, решающую высшие вопросы познания, исходя из положения о тождестве познания и действительности. Позитивная философия Канта признает самую постановку метафизика вопросов, выходящих за пределы возможного знания.
Метафизика:
1) философская "наука" о сверхчувствительных принципах бытия. Термин «метафизика» имеет искусственное происхождение. Александрийский библиотекарь Андроник Родосский (1 в. до н. э.), стремившийся расположить произведения Аристотеля в соответствии с их внутренней содержательной связью, озаглавил "Metа a tа physikб" ("после физики") его книгу о "первых родах сущего". Сам Аристотель называл науку, изложенную в этих книгах, то "первой философией", то "наукой о божестве", то просто "мудростью". В современной западной буржуазной философии термин «метафизика» часто употребляется как синоним философии.
2) Противоположный диалектике философский метод, исходящий из количественного понимания развития, отрицающий саморазвитие. Оба указанных смысла понятия метафизика исторически преемственны: возникнув как основная философская "наука" о началах всего сущего, метафизика на определённом этапе, на базе механистического естествознания 17 в., была переосмыслена как общий антидиалектический метод. Это переосмысление сочеталось с отрицательным отношением к метафизике как философской спекулятивной науке, которой был противопоставлен метод точных наук - механики и математики - в качестве научного образа мышления. В качестве метода мышления, противоположного диалектике, метафизика впервые была истолкована в идеалистической форме Г. Гегелем. К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин показали научную несостоятельность метафизического метода мышления. Именно в марксизме понятие «метафизика» приобрело указанный смысл и в терминологическом отношении.
Диалектика (греч. dialektikй (tйchnе) - искусство вести беседу, спор, от dialйgomai - веду беседу, спор), учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. В этом смысле диалектика начиная с Гегеля, противопоставляется метафизике - такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. По характеристике В. И. Ленина, диалектика - это учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи. В истории диалектики выделяются следующие основные этапы: стихийная, наивная диалектика древних мыслителей; диалектика философов эпохи Возрождения; идеалистическая диалектика немецкой классической философии; диалектика русских революционных демократов 19 в.; марксистско-ленинская материалистическая диалектика как высшая форма современной диалектики. В философии марксизма получило научно обоснованное и последовательное выражение единство материализма и диалектика.