Философские взгляды Декарта, Канта, Гадамера

контрольная работа

1. Методология научного познания у Декарта

Рене Декарт (1596-1560 гг.) - выдающийся мыслитель и ученый Нового времени. Он подарил миру много работ по философии, среди которых большое число трудов методологической проблематики. В 1628-1629 г. философ создал знаменитое произведение «Правила для руководства ума», в котором подробно изложил свое видение методологии познания. Позже в 1640-1641 гг. мир увидела его книга «Размышления о первой философии…», в которой Декарт не только возвратился к методологии познания, но и более углубленно обосновал свое учение. «Певрвоначала философии» (1644 г.) становятся итогом всех трудов мыслителя, в т.ч. в сфере методологии познания.

Во всех этих работах Декарт ввел понятие «метода сомнения». Всякий предмет или явление, вызывающие сомнения, несут на себе отпечаток субъективности, а значит, могут быть отклонены. Только очевидные вещи можно считать абсолютно объективными (без субъективными).

Декартом был сформулирован «метод сомнения». Все то, что вызывает сомнение, т.е. может быть, или может и не быть, по мнению Декарта, несет в себе момент субъективности и потому должно быть отброшено. Строго объективным (безсубъективным) в таком случае может быть лишь что-то непосредственно данное, очевидное. «…Поскольку чувства нас иногда обманывают - пишет Декарт, - я счел нужным допустить, что нет ни одной вещи, которая была бы такова, какой она нам представляется; и поскольку есть люди, которые ошибаются даже в простейших вопросах геометрии и допускают в них паралогизмы, то я, считая и себя способным ошибаться не менее других, отбросил как ложные все доводы, которые прежде принимал за доказательства». Декарт Р. Рассуждение о методе. - М.: ЕЕ-Медиа, 2012. - 556 с.

Следовательно, Декарт пришел к методологическому скептицизму. Сам философ, как скептик был готов опровергать и отклонять любые «достоверности», чтобы дойти до сути - найти единую первоначальную действительность. Такая «первоначальная» действительность может выступать в качестве опоры для всей конструкции человеческого познания. К подобному заключения философ пришел и на основании собственного опыта, и благодаря исследованиям. В ходе таких исследований он стремился найти ту действительность, ту реальность, которая не может ни на что опираться в меру своей базовой сущности. В качестве такой действительности он выводит категорию «Я», духовного, мыслящего начала - «ego cogito». Соколов В.В. Философия духа и материи Рене Декарта.- М.: Либроком, 2011. - 144 с.

Появление этого нового «Я» в философии Декарта не случайно, оно было продиктовано большим влиянием природоведения и математики на философскую науку Нового времени. Математические конструкции природоведения привели к тому, что ученый выделил в человеческом естестве душу, это самое «Я» и тело, которые вступая в противоречия, все же зависимы друг от друга и не существуют отдельно.

Преодоление этого дуализма осуществляется Декартом при помощи обращения к Божественному началу в природе, как к единому целому. Именно Бог в философии Рене Декарта является гарантом истинности познания. Человек может считать знания действительными, но они ложны и субъективны и лишь Бог делает знания истинными.

В отличие от своего современника Фрэнсиса Бэкона, Декарт отстаивал рационалистическую теорию познания. Он не отрицал чувственный опыт познания, но утверждал, что он нуждается в скептическом анализе.

Рациональное познание, по мнению мыслителя, становится возможным, если:

- вещь принимается в качестве истинной, когда человек сам наглядно познал ее объективность. В процессе познания нет спешки и предвзятости. В ходе рассуждений не принимается ничего из того, что не было признанно истинным, во избежание сомнений;

- в процессе познавательной деятельности осуществляется разделение объектов изучения, постановка различного числа вопросов, возможно даже очень большого для лучшего их решения;

- идеи распределяются иерархически от более простых к более сложным, имеет место переход от более простых вещей к более сложным, даже если они не связанны друг с другом;

- процесс рассуждений проводится тщательно, подкрепляется многими расчетами, исследованиями, наблюдениями для того, чтобы ничего не пропустить и не упустить из внимания. Дмитриев Т.А. Проблема методического сомнения в философии Рене Декарта. - М.: ЕЕ, 2013. - 232с.

Первое правило рационального познания Декарта представляет собой основу его методологического скептицизма. В нем отчетливо прослеживается гносеологический характер. На основании этого правила действуют все остальные условия рационального познания.

Второе правило проявляет склонность к анализу. Как и остальные правило оно носит методологический характер.

Третье правило можно отнести к выводам из размышлений, как специфической неотъемлемой части методологических принципов философии Декарта и других представителей философской науки Нового времени. А заключительное правило выражает потребность в систематизации полученных знаний.

Методология познания Декарта, его рациональная дедукция, выраженная в теории рационального познания в «Рассуждениях о методе» и др. работах стала важной вехой в развитии мировой философии. И в наше время «очевидность» и «логический процесс», внедренные ученым, являются частью методологии науки.

Делись добром ;)