logo
Философское определение цивилизации и культуры

2.2 Цивилизация как социокультурное образование

Конечно, все характеристики цивилизации не случайны, от-ражают некоторые реальные стороны и особенности историче-ского процесса, но, как правило, их оценивают и интерпретируют односторонне, что дает основание для критического отношения к предлагаемым многочисленным толкованиям и концепциям ци-вилизации.

Вместе с тем сама жизнь показала необходимость использова-ния понятия цивилизации, выявления его реального научно-философского содержания. Некоторые итоги проделанной в этом направлении современными учеными работы можно было бы кратко выразить следующим образом.

Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную, историческую природу (в девственной природе существование цивилизации невозможно) и средства этого пре-образования, человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение. Формационное членение общества придает циви-лизации социальную определенность, историческую конкрет-ность. Но цивилизация - понятие более глобальное, чем общест-венная формация. Формационные различия в обществе, вышед-шем из первобытного состояния, - это различия внутри цивили-зации. Поэтому, например, понятие "буржуазная цивилизация" означает цивилизацию, развивающуюся в буржуазных формах социальной организации, заключающую в себе и противоречия буржуазного общества и его достижения, его вклад в развитие цивилизации, то есть черты, обретающие общецивилизационное измерение и общечеловеческое значение. Противоречия антагомистического общества в его кризисами, конфликтами, борьбой классов, а также противоречия двух социальных систем имеют свой предел - они не должны разрушать цивилизацию, механиз-мов ее жизнедеятельности.

Такой подход позволяет более определенно уяснить и природу многих глобальных проблем как противоречий современной ци-вилизации в целом. Загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления, хищническое отношение к природ-ным ресурсам, нерациональное природопользование породили глубоко противоречивую экологическую ситуацию, ставшей од-ной из острейших глобальных проблем цивилизации, для решения (или хотя бы смягчения) которой требуется объединение усилий всех членов мирового сообщества. Далеко выходят за рамки отдельных социальных систем и приобретают глобальный общецивилизационный характер демографические и энергетиче-ские проблемы, задачи обеспечения продовольствием растущего населения Земли. Перед всем человечеством стоит общая цель -сохранить цивилизацию, обеспечить собственное выживание. Отсюда также следует, что принципиальные различия двух ми-ровых социальных систем не отменяют понятий человеческой цивилизации, современной цивилизации, которую необходимо общими усилиями всех народов уберечь от ядерного уничтоже-ния.

Таким образом, цивилизация представляет собой социокулътурное образование. Если понятие "культура" характеризует че-ловека, определяет меру его развития, способы самовыражения в деятельности, творчестве, то понятие "цивилизация" характери-зует социальное бытие самой культуры. Антагонистические об-щественные отношения накладывают отпечаток на характер ци-вилизации, порождают глубокие противоречия в развитии куль-туры.

III Культура и цивилизация

Известно, что вокруг смысла слов "культура" и "цивилизация" ведутся споры, порой обретая острый характер, и редко кто пута-ет эти слова, когда контекст однозначный, хотя порой вполне правомерно употребление их как синонимов: так тесно они пере-плетены. Но между ними имеется не только сходство, но и различие, в некоторых аспектах доходящее даже до враждебной про-тивоположности. И в самом деле: вряд ли кто из обладающих тонким языковым чутьем отнесет, например, творения Гомера, Шекспира, Пушкина, Толстого и Достоевского к феноменам ци-вилизации, а атомные бомбы и прочие средства уничтожения людей - к феноменам культуры, хотя и то, и другое - дело ума и рук человеческих.

Первым ввел отличие культуры от цивилизации И.Кант, чем существенно прояснил эту проблему. Ранее под культурой в от-личие от природы понимали все созданное человеком. Так, ста-вил вопрос, к примеру, И.Г. Гердер, хотя уже тогда было ясно, что человек немало в своем творчестве делает, не просто плохо, но даже совсем плохо. Позднее возникли взгляды на культуру, уподоблявшие ее идеально функционирующей системе и профес-сиональному умению, но не учитывающие, что профессионально, т.е. с большим умением, иные могут убивать людей, однако ни-кто не назовет это злодеяние феноменом культуры. Именно Кант разрешил данный вопрос, причем гениально просто. Он опреде-лил культуру как то и только то, что служит благу людей или что в своей сущности гуманистично: вне гуманизма и духовности нет истинной культуры.

Исходя из своего понимания сути культуры. Кант со всей чет-костью противопоставил "культуре умения" "культуру "воспитания", а чисто внешний, "технический" тип культуры он назвал цивилизацией. Дальновидный гений мыслителя провидел бурное развитие цивилизации и воспринимал это с тревогой, го-воря об отрыве цивилизации от культуры: культура идет вперед гораздо медленнее цивилизации. Эта явно пагубная диспропор-ция несет с собой многие беды народам мира: цивилизация, взя-тая без духовного измерения, порождает опасность технического самоуничтожения человечества. Между культурой и природой есть удивительное сходство: творения природы столь же орга-ничны по своему поражающему наше воображение строению, как и культура. Ведь и общество есть некий чрезвычайно слож-ный своего рода организм - имеется в виду органическая единоцельность социума, являющего собой удивительное подобие, ра-зумеется, при явном сущностном отличии.

Бесспорно, что следует различать культуру и цивилизацию. Согласно Канту, цивилизация начинается с установления челове-ком правил человеческой жизни и человеческого поведения. Ци-вилизованный человек - это человек, который другому человеку не причинит неприятностей, он его обязательно принимает в рас-чет. Цивилизованный человек вежлив, обходителен, тактичен, любезен, внимателен, уважает человека в другом. Культуру Кант связывает с нравственным категорическим императивом, кото-рый обладает практической силой и определяет человеческие действия не общепринятыми нормами, ориентированными преж-де всего на разум, а нравственными основаниями самого челове-ка, его совестью. Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1963 -1966. Т.2. С. 192, 204.

Такой подход Канта к рассмотрению проблемы культуры и цивилизации интересен и актуален. В нашем обществе сегодня наблюдается потеря цивилизованности в поведении, в общении людей, остро встала проблема культуры человека и общества.

Часто понятием "цивилизации" обозначается вся общечеловече-ская культура или же современный этап ее развития. В социаль-но-философской литературе цивилизацией назывался этап чело-веческой истории, следующий за варварством. Этой идеи при-держивались Г. Л. Морган и Ф. Энгельс. Триада "дикость - варвар-ство - цивилизация" и поныне остается одной из предпочтитель-ных концепций социального прогресса. Вместе с тем в литерату-ре довольно часто встречаются определения типа "европейская цивилизация", "американская цивилизация", "русская цивилиза-ция"... Это подчеркивает своеобразие региональных культур и находит свое закрепление в классификации ЮНЕСКО, согласно которой в мире сосуществуют шесть основных цивилизаций: ев-ропейская и североамериканская, дальневосточная, арабо-мусульманская, индийская, тропически-африканская, латиноаме-риканская. Основанием для этого, очевидно, служат соответст-вующий уровень развития производительных сил, близость язы-ка, общность бытовой культуры, качество жизни.

Как уже было сказано выше, термин "цивилизация" во многом совпадает по смыслу с понятием "культура". Если первое , воз-никнув в 18 веке, фиксировало окультуривание человека в сис-теме государственного устройства, разумно устроенного общест-ва, то второе еще со времен античности означало формирование, воспитание человеческой души, обуздание страстей. Иначе гово-ря, понятие "цивилизация" в определенном смысле поглотило понятие "культура", оставив за ним то, что относится к формиро-ванию личностного, творческого начала в человеческой деятель-ности. В то же время за понятием "цивилизация" закрепилась в качестве из его определений характеристика материальной сто-роны человеческой деятельности. Скажем, в культурологической концепции О.Шпенглера, представленной в его книге "Закат Ев-ропы", рассматривается переход от культуры к цивилизации как переход от творчества к бесплодию, от живого развития к око-стенению, от возвышенных устремлений к неосмысленной ру-тинной работе. Для цивилизации как стадии вырождения культу-ры характерно господство интеллекта, без души и сердца. Циви-лизация в целом есть культура, но лишенная своего содержания, лишенная души. От культуры остается лишь пустая оболочка, которая приобретает самодовлеющее значение.

Культура умирает после того, как душа осуществит все свои возможности - через народы, языки, вероучения, искусство, госу-дарство, науку и т.п. Культура, по Шпенглеру, - это внешнее про-явление души народа. Под цивилизацией он понимает послед-нюю, заключительную стадию существования любой культуры, когда возникает огромное скопление людей в больших городах, развивается техника, идет деградация искусства, народ превра-щается в "безликую массу". Цивилизация, считает Шпенглер, -эпоха духовного упадка.

По Шпенглеру цивилизация оказывается самым поздним эта-пом развития единой культуры, который рассматривается как "логическая стадия, завершение и исход культуры".

В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (т. 38) чи-таем следующее: "Цивилизация - состояние народа, которого он достиг благодаря развитию общественности, жизни обществом и которое характеризуется удалением от первоначальной обстанов-ки и общественных отношений и высоким развитием духовной стороны. Это житейское словоупотребление... Определение поня-тия цивилизации, установление ее факторов и оценка значения происходит от общего миросозерцания и является выражением его философско-исторических воззрений... Самым близким по смыслу является слово "культура" ". Далее Д. Каринский (автор этой обширной статьи) отмечает, что главное содержание исто-рии должна составлять культурная история или история цивили-зации, и следующим образом определяет структуру цивилизации (или культуры): 1) материальный быт, все то, что служит чело-веку для удовлетворения его физических потребностей; 2) обще-ственный быт (семья, сословные организации, ассоциации, госу-дарство и право); 3) духовная культура (религия, мораль, искус-ство, философия и наука). Он указывает и на основные вопросы или изучении цивилизации: 1) исходная точка ее развития; 2) за-коны, по которым совершается развитие цивилизации; 3) факто-ры этого развития и их взаимодействие; 4) характеристики изме-нения духовной и физической природы человека с развитием ци-вилизации; 5) в чем заключается назначение цивилизации.

Таковыми были основные представления о цивилизации на рубеже 19-20 веков. Социальные преобразования и научные достижения 20 века внесли много нового в понимании цивилиза-ции, которую стали рассматривать как целостность экономиче-ской, социально-классовой, политической и духовной сфер жиз-ни общества в определенных пространственных и временных границах. Эта целостность выражается в наличии устойчивых взаимосвязей между сферами, определяемых действием эконо-мических и социальных законов.

Вопрос о взаимосвязи культуры и цивилизации представляется довольно запутанным из-за того, что они во многом перекрывают друг друга. Представители англоязычной литературы апеллируют в большей степени к понятию "цивилизация" (начало этой тра-диции положил А. Фергюсон), а немецкие авторы, начиная с И. Гердера - к понятию "культура".

В отечественной литературе еще в начале 19 века понятием "культура" вообще не пользовались , заменяя его рассуждениями о просвещении, воспитании, образовании, цивилизацию. Русская социальная мысль стало использовать понятие "культура" в кон-тексте рассуждений о цивилизации где-то со второй половины 19 века. Достаточно обратиться к "Историческим письмам" П.Л.Лаврова или знаменитой книге Н.Я.Данилевского "Россия и Европа". Так, например, П.Л.Лавров писал: " Как только работа мысли на почве культуры обусловила общественную жизнь тре-бованиями науки, искусства и нравственности, то культура пе-решла в цивилизацию, и человеческая история началась". Лавров П.Л. Исторические письма// Интеллигенция. Власть. Народ / Под ред. Л.И.Новиковой. М., 1993. С.58.

В настоящее время рассматриваемый вопрос касается, как правило, того, какие стороны культуры и цивилизации выступа-ют предметом совместного анализа. Скажем, способ производст-ва с позиций культурологического анализа выступает экономиче-ским фактором культуры и сферой развития различных элемен-тов материальной и духовной (наука) культуры. А в ракурсе цивилизационного анализа способ производства предстает матери-альной основой существования и развития цивилизации - ло-кальной либо мировой. "Сущностное содержание понятий "цивилизация" и "культура" в определенной среде, - писал Н. Я. Бромлей, - накладывается одно на другое. Так, в обыденных, повседневных употреблениях, когда мы говорим "цивилизованный человек", мы подразумеваем - культурный. Ко-гда мы говорим /цивилизованное общество", мы предполагаем, что речь идет об обществе, имеющем определенный уровень культурного развития.

Таким образом, понятия "цивилизация" и "культура" часто употребляются и воспринимаются как равнозначные, взаимоза-меняющие друг друга. Правомерно ли это? Думается, что да. Ибо культура в широком ее понимании и представляет собой цивили-зацию.

Однако, отнюдь не следует, что один термин может полностью заменить другой. Или, что скажем, цивилизация не имеет ника-кого сущностного отличия по отношению к культуре (или наобо-рот).

Когда мы говорим "цивилизация", мы подразумеваем всю взаимосвязь показателей данного общества. Когда мы говорим "культура", то речь может идти о духовной культуре, материаль-ной, либо о той и другой. Тут требуется специальные пояснения - какую культуру мы имеем в виду". Бромлей Н.Я. Цивилизация в системе общественных структур // Цивилизации. Вып.2 / Под ред. М.А.Барга. М., 1993. С.235.

Соглашаясь с положением, высказанным Н. Я. Бромлеей, сле-дует отметить, что необходимо учитывать еще культуру челове-ческих отношений. Так, говоря, например, о культурном челове-ке, мы подразумеваем его воспитанность, образованность, духов-ность, обусловленные наличной в обществе культуре (литерату-рой, искусством, наукой, нравственностью, религией). Когда же речь заходит о цивилизованном человеке, обществе, то в центре внимания оказывается то, каким образом государственное уст-ройство, социальные институты, идеология, порождаемые опре-деленным способом производства, обеспечивают культурную жизнь. Иначе говоря, культурный человек - это творец и потре-битель наличной материальной и духовной культуры. Цивилизо-ванный человек - это во-первых, человек, не относящийся к ста-дии дикости или варварства, во-вторых, он олицетворяет нормы государственного, гражданского устройства общества, в том чис-ле регламентирующие место и роль культуры в нем.

Во временном измерении культура более объемна, нежели ци-вилизация, поскольку она охватывает культурные достояния че-ловека дикости и варварства. В пространственном же измерении правильнее, очевидно, говорить о том, что цивилизация пред-ставляет собой сочетание множества культур.

В истории человечества принято выделять следующие основ-ные типы цивилизаций: 1) древневосточные (Древний Египет, Месопотамия, Древний Китай, Древняя Индия и др.); 2)античная; 3) средневековая; 4) индустриальная; 5) современные восточные; 6) российская.

Между этими цивилизациями можно выявить преемственные связи, приводящие, в конечном счете, к общечеловеческой циви-лизации современной эпохи. Такая точка зрения имеет место в научной литературе, в которой можно встретить суждения о за-рождении единой планетарной цивилизации и указания на формирование общезначимых ценностей. Однако такое развития нельзя представлять упрощенно. Футурологическая мысль как раз усматривает контраверзы в цивилизационном развитии: ут-верждение универсального образа жизни, с одной стороны, и уг-лубление культурного рационализма как реакции на массовый экспорт западной культуры в различных регионах, - с другой. Особого внимания заслуживает вопрос о том, какую роль в ста-новлении современной цивилизации играет компьютерная рево-люция, преобразующая не только сферу материального произ-водства, но и все сферы человеческой жизнедеятельности. Сегодня существует большое количество культурологических концепций. Это концепции структурной антропологических кон-цепций. Это концепции структурной антропологии К. Леви-Стрcса, а таюке концепции неофрейдистов, экзистенциалистов, английского писателя и философа Ч. Сноу и др.