logo
Государство и общество

Сущность государства

В системе политической организации общества особо важное место принадлежит государству, в котором, концентрируются самые животрепещущие интересы различных общественных сил. Множество точек зрения было выказано по этому поводу. Аристотель рассматривали государство как индивидуальную целостность и нравственную общность людей. Самая общая задача государства заключается в том, чтобы охранять основы общежития, без которых человечество не может существовать, и способствовать развитию всех сил челове-ка. Поэтому некоторые полагали, что государство -- это некая ор-ганизация «охраны порядка», призванная, подобно ночному сто-рожу, оберегать покой своих граждан1. Некоторые требовали сильного государства и власти, а иные -- «абсолютной» демократии. Думали и так: власть тем лучше, чем ее меньше. Такая пестрота воззрений на государство свидетельст-вует о том, что последовательно научно не продуман ответ на во-прос о его сущности.

Государство существовало не всегда. Оно -- результат истори-ческого развития общества, его закономерной дифференциации на различные социальные группы, результат прогрессирующего раз-вития производительных сил, сопровождавшегося выделением различных видов труда и образованием института собственности. В свою очередь государственное устройство зависит от характера и развития самосознания народа: каждый народ имеет то устрой-ство, которое «соразмерно» и «соответствует» его духу. Государство -- это общественный организм с опре-деленной структурой. Государство -- это, прежде всего, носитель социально зрелой общности. Оно являет собой факт зрелого осу-ществления социальной организации людей в единое целое, что можно назвать их политической совместимостью. Так, первое условие наличности государства есть существование человеческих индивидуумов. Без этой обыч-ной и общедоступной видимости, наивно характеризуемой как «много разных отдельных людей», государство невозможно. Они живут земной жизнью, временными и субъективными интереса-ми, среди разрозненных материальных вещей. Все вмес-те они образуют как бы одно тело народа, слагающее действующее государство. Это не простое множество разрозненных людей, т.е. это не толпа, лишенная связи и единства. Такое состояние народа было бы «состоянием бесправия, безнравственности и неразумия». Это не народ, а сброд. Народ не может жить без государства: это было бы чревато хаосом и гибелью2. Таким образом, частные ин-тересы людей должны подчиняться условиям, необходимым для существования целого. Но и само целое должно заботиться о благе частного, т.е. о благе своих граждан.

Как показывает опыт всемирной истории, самое прочное осно-вание всех государств заключается в материальном и нравствен-ном благополучии народа. Государство существенно изменяется тремя путями: или потому, что государственный строй обновляет-ся, реформируется, или потому, что оно разлагается, или потому что оно коренным образом преобразуется в ходе социальной ре-волюции, когда изменяются уже сами принципы данного государ-ства. Государство является естественным общежитием (подобно живому организму), человек - политическое животное. Высшая цель государства, как отдельного человека, состоит в «счастливой и прекрасной жизни!» Отсюда главной задачей государства является воспитание добродетельных граждан.

Главными характеристиками политических систем демократичес-кого общества являются основные принципы конституционного правления, права человека и равенство всех перед законом. «Как в абсолютистских государствах король является законом, так и в свободных странах закон должен быть королем и не должно быть никакого другого»3. Следовательно, совершенное государство не должно быть недемократическим: нормальная гражданская жизнь общества предполагает политическую свободу, подчинен-ную нормам права. Политическая свобода состоит в том, чтобы в своих социально значимых поступках быть в зависимости, прежде всего, от законов.

Там, где существует свобода совести, каждый отдельный чело-век может требовать, чтобы ему дали возможность следовать своим собственным интересам и убеждениям, конечно, в рамках, дейст-вующих в данном обществе правовых норм. Здесь уместно привес-ти слова Ш. Монтескье: «Для того чтобы пользоваться свободой, надо, чтобы каждый мог творить то, что он думает; для того чтобы сохранить свободу, опять-таки надо, чтобы каждый мог творить то, что он думает; поэтому гражданин такого государства будет говорить и писать обо всем, о чем не запрещено говорить и писать прямым постановлением законов»4