logo
Движение и его сущность. Движение и развитие

Введение

В европейской традиции понятие движения семантически дифференцировано: оно может быть «движением вообще», в ряду с такими понятиями как «пространство», «время» или «энергия»; механическим перемещением, у которого может быть направленность и оно может отражать качественное изменение, развитие (прогресс, регресс) и т. д.

В диалектическом материализме движение - это объективный способ существования материи, её абсолютный неотъемлемый атрибут, без которого она не может существовать, и который не может существовать без неё. Согласно данному мировоззрению движение абсолютно, а покой относителен, так как является движением в равновесии 2, с. 25.

Для движения, как для онтологической основы бытия, постулируется та же неуничтожимость и вечность как и для самого бытия. Появившись вместе с бытием, оно не останавливается, и поэтому невозможно снова его сотворить.

Релятивизм абсолютизирует движение, в то время как элеаты его вовсе отрицают. На основании осознания движения не как только механического процесса построены законы диалектической логики.

Мир, в котором мы живем и частью которого являемся - это материальный мир. В этом мире очевидно наличие какой-либо материи, движущейся материи. Однако проблемы взаимосвязи форм движения материи еще не решены и не могут быть решены по одной причине - бесконечная сложность реального мира и его процессов приводит к бесконечности их познания. Нельзя создать «вечную» и «окончательную» классификацию форм движения. Хотя в прошлом столетии это пытался сделать Евгений Дюринг. Предпринимаются попытки уточнить положения энгельсовского учения о формах движения и их классификации. Выдвигаются гипотезы о существовании ранее не известных форм движения - наличие космологической (Пахомов Б. Я., Панцхава И. Д.), кибернетической (Кедров Б. М.), ландшафтной (Самойлов Л. Н.) форм движения 3, с. 65.

Особое внимание в этой работе уделяется таким формам движения материи как пространство и время. Сами по себе эти формы движения не существуют и существовать не могут. Взятые в абстракции от движущейся материи, они превращаются в пустые представления, существующие только в нашей голове. Именно такие пустые представления принимались за объективные формы философией и наукой больше двух тысяч лет. Согласно им, пространство и время - отдельные, самостоятельные, пустые формы, в которых располагается, пребывает и размещается материя. Однако существуют не пространство и время сами по себе, а движение материи. Пространство и врем - только характеристики, признаки этого движения. Первое характеризует форму расположения одного подле другого, второе - форму последовательности одного подле другого.