logo
Движение как способ существования материи

ВВЕДЕНИЕ

Мир, в котором мы живем и частью которого являемся - это материальный мир. В этом мире очевидно наличие движущейся материи. Однако, проблемы взаимосвязи форм движения материи еще не решены и не могут быть решены по одной причине - бесконечная сложность реального мира и его процессов приводит к бесконечности их познания. Нельзя создать вечную и "окончательную" классификацию форм движения. Хотя в прошлом столетии это пытался сделать Евгений Дюринг. Предпринимаются попытки уточнить положения энгельсовского учения о формах движения и их классификации. Выдвигаются гипотезы о существовании ранее не известных форм движения - наличие космологической (Б.Я. Пахомов, И.Д. Панцхава), кибернетической (Б.М. Кедров), ландшафтной (Л.Н. Самойлов) форм движения. В этой работе будет рассмотрена схема классификации, разработанная Ф. Энгельсом.

Особое внимание в этой работе уделяется таким формам движения материи как пространство и время. Сами по себе эти формы движения не существуют и существовать не могут. Взятые в абстракции от движущейся материи, они превращаются в пустые представления, существующие только в нашей голове. Именно такие пустые представления принимались за объективные формы философией и наукой больше двух тысяч лет. Согласно им, пространство и время - отдельные, самостоятельные, пустые формы, в которых располагается, пребывает и размещается материя. Однако, существуют не пространство и время сами по себе, а движение материи. Пространство и время - только характеристики, признаки этого движения. Первое характеризует форму расположения одного подле другого, второе - форму последовательности одного подле другогоК. Маркс и Ф. Энгельс Соч., т.20 Анти-Дюринг - Диалектика природы, Госполитиздат, изд-е 2, 1961, с.550.

Вопрос вопросов для человечества - это определение места человека в природе и его отношение к Космосу. Человек по мнению А. Энштейна, человек стремится создать простую и ясную картину мира. Этим занимается и художник, и поэт, и философ, и естествоиспытатель, но каждый по-своему.

Другими словами, определение места человека во вселенной связано с построением картины мира как упорядоченной целостности, объединяющей разнообразные знания, на основе системообразующего начала (принципа или идеи), задающего мировоззренческую установку и ценностные поведенческие ориентиры. Тем самым картина мира всегда мировоззренчески окрашена.

Картина мира отводит человеку определенное место во вселенной и помогает ориентироваться в бытии. Она формирует образ вселенной и человека как соизмеримых и взаимозависимых целостностей.