logo
Детерминизм и индетерминизм

3. Раскройте соотношение правового и нравственного сознания.

ПОНЯТИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ.

В научной литературе существует множество мнений о понятии правосознания, но большинство правоведов сходятся на том, что оно представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях.

Особенность правосознания, как специфической формы общественного сознания, выражается в следующем:

1. В правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сторону жизни общества. Оно охватывает процесс создания правовых форм, реализацию их требований в общественной жизни.

2. Особенность правосознания выражается также в способе отражения явлений общественной жизни. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий.

Правосознание - особый элемент правовой действительности. Главная черта, присущая правосознания и ставящая его в особое положение среди всех явлений правовой действительности, заключается в том, что оно, так сказать, "чистая", хотя и специфическая, форма общественного сознания.

Согласно теоретической концепции, разделяемой многими авторами, основные функции правосознания - познавательная, оценочная и регулятивная. (см. схему 1.) Все другие функции практически охватываются ими, в частности информативная, прогностическая и пр. Схема 1 наглядно показывает, как правосознание осуществляет воздействие на личность и общественные отношения, необходимо только отметить, что результатом регулятивной функции является поведенческая реакция субъекта права в виде правомерного или противоправного поведения.

Известны различные виды правосознания, По субъектам правовое сознание подразделяется на: индивидуальное, групповое и общественное. Индивидуальное и групповое правовое сознание носит общественный (социальный) характер. Общественное и групповое правосознание не существует вне индивидуального.

С точки зрения глубины отражения правовой деятельности обычно выделяют три уровня правосознания: обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное. Обыденное правосознание складывается стихийно, под влиянием конкретных условий жизни, личного жизненного опыта и правового образования, доступного населению.

СТРУКТУРА ПРАВОСОЗНАНИЯ

Правосознание в своей структуре содержит правовую идеологию и правовую психологию.

Правовая идеология (см. схему 2) должна формироваться как процесс выявления теоретического осознания, координации и согласования различных общественных интересов через достижение социального компромисса. В этом случае правовая идеология будет содержать большой нравственный потенциал, подразумевающий приоритет прав и свобод личности, разделение властей, политический плюрализм, высокую роль суда, как политического антипода командно-бюрократическому управлению, что свойственно идеологически и экономически здоровому обществу с развитой общей и правовой культурой. Правовая идеология обосновывает и оценивает существующие или возникающие правовые отношения, законность и правопорядок.

Правовая идеология является наиболее непосредственным отражением жизненных отношений членов общества, составляющих нации, народности и различные группы, и слои населения.

Самооценка может завершаться чувством удовлетворения своим поведением (деятельностью) или, наоборот отрицательным отношением к нему, пониманием, что нарушены нормы права, законность. Самооценка может проявляться и в форме таких нравственных категорий, как стыд и совесть.

От уровня идеологической подготовки личности зависит возможность контроля над ее эмоциями и чувствами, умение "властвовать собой". Это - свидетельство взаимосвязи и взаимообслуживания правовой идеологии и правовой психологии как структурных элементов правосознания.

ФИЛОСОФИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ

Обратимся к концепции исторического процесса Карла Ясперса. Он делит мировую историю на 3 фазы:

1) доистория (период физического и духовного становления человека);

2) неолитическая революция (образование государственности, письменности культуры и т.д., мифологическое объяснение окружающей действительности);

3) точка осевого времени (период становления рационального взгляда на мир, отказ от мифологии).

Соответственно, если до осевого времени человек обосновывал свои права чисто теологически, в период рационального мышления человеческий разум должен был заполнить пропасть, образующуюся после отказа от сверхъестественного обоснования права.

И этот пробел был заполнен теорией опять-таки естественного права, что совпадает с точкой зрения Ильина. Причем само понятие "естественного закона" существовало давно. Его можно вывести из знаменитого рассуждения Аристотеля о рабстве, встречается оно и у отцов церкви, у многих философов ХYI, ХYII, начала ХYIII в. Так в средневековом миросозерцании и правосознании то, что следовало знать человеку, содержалось в писании, и человеческая мысль, если она стремилась вырваться из этих тесных оков, объявлялась преступной. Во второй половине ХYIII века ряд изуверских процессов и казней, проведенных "по всем правилам" обычного права, показали, что между этим правом и правосудием общества существует глубокий разрыв. Идеология нового времени открыто выявила этот разрыв, восстав против обычаев и противопоставив понятие "естественных законов" - не тех, которые есть, а тех, которые должны существовать между людьми.

Огромная заслуга в области исследования правосознания и, частности, теории естественного права принадлежит Канту.

В своей концепции "свобода и равенство" Кант формулирует задачу науки - открывать законы, т.е. без знания законов, науки вообще не может быть. Но законы бывают различными. И если законы природы обязательны и необходимы, то законы свободы только обязывают, а не принуждают насильно. Они могут выполняться, а могут не выполняться, так же как они могут быть согласованы или не согласованы с нравственным законом. Категорический императив (единство свободы и необходимости) воля делает законом своей свободы. Далее взгляды Канта полностью совпадают с воззрениями Ильина, о том, что каждый сам для себя определяет законы, руководствуясь в первую очередь естественным правом, а не существующим "положительным правом".

Позиция Гегеля радикально отличается от этого воззрения. Критикуя кантовскую философию права, Гегель утверждает, что всеобщий моральный закон противостоит здесь множественной, частной действительности, при этом моральный закон представляет собой идеал, идею разума и, следовательно, учение о праве превращается в учение о правовом идеале. Действительно, такое несоответствие даже возводится Кантом в принцип, так как, по его мнению, нравственная цель государства есть задача, никогда не осуществляемая до конца, и пропасть между идеей и действительностью никогда не исчезнет.

В противовес этой "мечте" Гегель ставит своей задачей обоснование ценности и значимости конкретных правовых институтов, конкретной системы обязанностей. Если законы природы рассматривались ранее как некий свод предписаний самой природы, то в философии Гегеля эти предписания, эти "вечные правовые истины" вносит в свою жизнь сам человек. Коль скоро Кант настаивает на разрыве между действительностью и долженствованием, то мир реальных человеческих поступков, т.е. вся область права утрачивает свое значение, - пишет Гегель. Ведь если идеал и наличное бытие далеки друг от друга, то где же сфера, в которой реализуется истинное Добро? Кант видел эту сферу во внутреннем мире человеческого сознания, чистом сознании, а вовсе не во внешней легальности и закономерности, которые безразличны подлинной нравственности. Гегель же стремится придать определяющую ценность именно конкретному действию, именно легальности его. Закон не действует, - пишет он. Лишь человек действует и при оценке человеческих поступков может иметь значение лишь то, "насколько он воспринял этот закон в свое убеждение"

Г.Кельзен, основываясь на юридическом позитивизме, основывает "чистую теорию права". Демонстрируя "строгое" научное отношение к правовым явлениям, ограничивая себя "анализом фактов", правовой позитивизм тем самым отказывается исследовать сущность права и его роль в социальной жизни общества, объявляя это бесполезным для науки. Право, его сущность предстает в свете такого понимания, как иерархия идей, представлений, выраженных в определенных суждениях. Взаимоотношения самих людей, реальных индивидов правовую науку не должны интересовать.

Нравственное сознание

Жизнь людей в обществе подчиняется не только правовым, но и нравственным регулятивным принципам, что изучается этикой. Этика есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений.

Нравственность - это исторически сложившиеся система неписанных законов, основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков.

Принимая то или иное жизненно важное решение, человек, если он нравственно воспитан и тем более религиозен, должен исходить не из соображений внешнего порядка, а исключительно из веления долга. Нравственный человек наделен чуткой совестью - удивительной способностью самоконтроля. Механизм совести устраняет раздвоенность личности.

Нравственность проявляется в отношении человека к семье, своему народу, родине, другим народам. Она распространяется и на отношение личности к самому себе. Если человек занимается самоистязанием или совершает самоубийство, общество осуждает его: человек - общественное достояние. И общество требует от человека, чтобы он относился к себе в соответствии с интересами общества: сохранял свое здоровье, трудился, вел себя достойно.

Нравственное сознание включает в себя принципы и нормы нравственности. Таким образом, нравственность - это и определенная сторона объективных отношений людей, их поступков, и форма сознания. Мы говорим и о нравственном поступке, и о нравственных представлениях и понятиях. Нравственное сознание обладает сложной структурой, элементами которой являются: нравственные категории, нравственные чувства и нравственный идеал как представление и понятие о высшем проявлении нравственного, вытекающего из социального идеала совершенного миропорядка.

Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед обществом и самим собой и вытекающие из него сознание вины и покаяния. Правила, которыми люди руководствуясь в своих взаимоотношениях, составляют нормы нравственности, которые формируются стихийно и выступают как неписанные законы: им подчиняются все как должному. Это и мера требований общества к людям, и мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения. Правильной мерой требования или воздаяния является справедливость: справедливо наказание преступника, несправедливо требовать от человека больше, чем он может, нет справедливости вне равенства людей перед законом.

Нравственность предполагает относительную свободу воли, что обеспечивает возможность сознательного выбора определенной позиции, принятие решения и ответственности за содеянное. Если бы поведение людей фатальным образом предопределялось сверхъестественными силами, внешними условиями или врожденными инстинктами, как, например, у насекомых, то не имело бы смысла говорить о нравственной оценке поступков. Но нравственности не могло быть и в том случае, если бы человеческие поступки ничем не обуславливались, если бы царила стихия абсолютно свободной воли, т.е. полный произвол. Тогда не могло бы существовать социальных норм, в том числе и нравственных.

Нравственные нормы, принципы и оценки, в конечном счете, выражают и закрепляют поведения, которые вырабатываются людьми в труде и общественных отношениях.

Истоки нравственности восходят к обычаям, закрепившим те поступки, которые по опыту поколений оказались полезными для сохранения и развития общества и человека. Первично нравственность выражалась в том, как фактически вели себя люди, какие поступки они позволяли себе и другим, как они оценивали эти поступки с точки зрения их полезности для коллектива. Нравственное, выступало как стихийно обобщенный и устойчивый образ действий людей, как их нравы.

Нравственность в историческом развитии обладает известной преемственностью, относительной самостоятельностью: каждое новое поколение не создаёт заново всех норм поведения, а развивает их. В нравственности, как и во всех других областях познания, в общем, наблюдается исторический прогресс. Мораль рабовладельческого общества исходила из представления о рабе как о человеке, «подлом по своей природе», и потому полностью оправдывала обращение с ним, как с вещью или скотом. Несмотря на всю гнусность эксплуатации, в период феодализма имел место некоторый прогресс нравственности: личность стала духовно богаче, усложнилась ее отношения с обществом, повысилось чувство ответственности, сформировалось и наполнилось более богатым содержанием понятие чести, достоинства, долга и т.д. Так, рыцарская честь повелевала вызвать оскорбителя на дуэль. Но мораль феодалов допускала и порку крестьян, и право первой ночи, и д.р.

Вместе с тем возникли и развивались теоретические поиски правильной нравственной ориентации человеческой личности в её отношении к обществу, семье, родине. Возникли нравственные воззрения как особая область знания.

Если нравственные нормы столь изменчивы, то можно ли говорить об их истинности? Представители этического релятивизма отрицают саму возможность существования объективного критерия нравственных оценок. На самом деле, как в области науки имеют места истина и заблуждение, так и в сфере нравственности существуют верные и ложные оценки поступков людей. Нормы нравственности подлежат научному обоснованию: истины те нравственные нормы, которые служат интересам общественного прогресса.

4. Изложите основные идеи, теории, разработанные русским философом ХХ века Сергеем Николаевичем Булгаковым, дайте биографическую справку о нём, назовите его соратников и последователей, приведите наиболее созвучные Вашему умонастроению отрывки из его сочинений, объясните, что именно Вас в них поразило.

Биографическая справка

Сергей Николаевич Булгаков родился 16 июля 1871 года - умер 13 июля 1944 года. Родился Булгаков С.Н. в г. Ливне Орловской губернии в семье священника. Окончив в 1896 году юридический факультет Московского государственного университета, Булгаков уезжает в Германию, где занимается политэкономией. До 1906 года Булгаков занимает кафедру политической экономии в Киевском политехническом институте. В 1903 году Булгаков С.Н. выпускает книгу «От Марксизма к идеализму», знаменованную отход Булгакова от экономического материализма и намечавшую сближение с Православной церковью. Совместно с Н.А.Бердяевым Булгаков издавал в 1905 году журнал религиозно - философского направления «Вопросы - жизни». С 1906 года по 1918 год Булгаков является профессором политэкономии Московского Государственного Университета. В 1906 году Булгаков был избран депутатом во 2-ю Государственную думу. В 1909 году Булгаков в сборнике «Вехи» поместил статью «Героизм и подвижничество». Активно Булгаков участвует в издании журнала «Путь». В 1918 году Булгаков принимает священнический сан, а в 1919 году он переезжает в Крым, где преподает политэкономию и богословие. В 1923 году Булгаков выслан за пределы СССР. Он преподавал сначала в Праге, а в 1924 году переехал в Париж. Там он работал в Парижском богословном институте, был его деканом. Булгаков принимает активное участие в Русском христианском студенческом движении, регулярно печатается в журнале «Путь», издаваемый Н.А. Бердяевым. В 1927 году выходит первая часть трилогии «Купина Неволимая», в том же году появляется вторая часть «Друг жениха»,в 1929 году - третья «Лестница Ианова».

Восприняв от Соловьёва В.С. идею философии всеединства, Булгаков развивает учение о Софии Премудрости Божьей как предвечно сущей в Божественную любовь и излучающей её в мир. Богословие сочинение Булгакова повлекли за собой обвинения в ереси со стороны Московской патриархии и зарубежной православной церкви. Как писал Булгаков «Чужой среди своих, свой среди чужих, а в сущности нигде не свой». С 1939 года Булгаков тяжело болел. Скончался Булгаков 13 июля 1944 года и был похоронен на русском кладбище в Сент - Женевнев - де - Буа около Парижа.

Соратники и последователи Булгакова С.Н.

Бердяев Н.А., Флоренский П.А., Струве П.Б., Франк А.С., Изгоев Б.А., Кистяковский Б.Л., Фёдоров Н.

Зандарев Л.А.

Основные идеи Булгакова С.Н.

1.Булгаков ратует за активное участие Церкви в политической жизни.

2.Идея «Философии Абсолюта».

3.Идея системы всеединства и учение о святой Софии, воплощение которой Булгаков считал богоматерь.

4.Идея священной царской власти с особым почитанием помазанника Божья.

5.Идея «Общения имуществ».

6.Идея «Безусловного отрицания всех определений, всякого ДА, всякое и абсолютное НЕ ко всему, но всякому, что полагается Абсолютным как единственное

его определение.

7. Идея « О предсуществовании мира в идеальном плане, в мыслях бога.

Основные теории Булгакова С.Н.

1.Теория о совместности социализма и христианства.

2.Теория трех социализмов.

3.Теория «Богочеловечества».

4.Теория о хозяйстве, в сферу которого включается экономическая и научно - практическая деятельность человека.

Отрывок

….Идея священной царской власти с особым почитанием помазанника Божья для меня испарилась, и хуже того, получила отвратительный невыносимый привкус казенщины, лицемерия. Я, возненавидел её, в единомыслии со, всею русской революцией, и постольку разделяю с нею и весь грех её пред Россией. Однако грех этот состоит не столько в свободолюбии и в этом смысле революционности, сколько в нигилизме и историческом своеволии, в последнем счете, самочинии с отсутствием чувства меры…

Меня заинтересовало это высказывание Булгакова С.Н., потому что тема взаимоотношений народа и власти актуальна и по сей день. В России часто возникает социально - политическое напряжение из-за постоянного недоверия, разочарования и недовольства народа, проводимой государством политикой в тех или иных сферах жизни общества. Это говорит о том, что из сознания большинства людей представление о честной власти и ее «божественности» исчезло, причем, наверное, навсегда.

5. Впишите имеющиеся понятия в соответствующие графы таблицы «Характерные черты философии ХХ века»:

Экзистенциализм

Позитивизм

Трагизм.

Рационализм.

Антропоцентризм.

Эмпиризм.

Мировоззренческий нигилизм.

Анализ языка.

Проблема свободы как важнейшая.

Интерес в проблемах критериев истины.

Утверждение уникальности человеческого бытия.

Интерес к проблемам логики.

Внимание к проблемам чувственно - практического опыта.

6. Сочините небольшое эссе на тему: «Философия моего плюшевого мишки».

Жизнь коротка и быстротечна. Не успеваешь оглянуться, как летит время, как дни сменяются ночами, ночи опять днями, неделями, месяцами, годами. Так и пролетает жизнь. Вот и я пылюсь на полке, совсем забытый и никому больше не нужный.

А когда-то все было совсем не так. Когда-то этот смешной сорванец не отпускал меня ни на минуту. Он всюду таскал меня за собой за лапу. Я знал все его тайны и заветные детские мечты.

Я радовался и грустил вместе с ним.

Но для людей свойственно, что чем старее они становятся, тем быстрее у них меняются интересы и тем быстрее забывают они своих друзей. Своих старых, верных, когда надо веселых, когда надо грустных плюшевых друзей. Мне было больно оттого, что меня посадили на полку и оставили там пылится. Но другим игрушкам повезло меньше, их унесли на чердак или вообще выбросили.

Я подумал, что не все так плохо. Покрайней мере я могу наблюдать за течением времени. Время никого не сщедит. Кто-то стареет, кто-то становится моложе, кто-то умирает, кто-то рождается, кто-то проживает жизнь впустую, кто-то добивается многова - столько разных судеб, столько разных жизней.

Новое поколение сменяет старое. Люди «играют» в различные «игрушки». Но я всеже надеюсь, что однажды я увижу опять детские глазенки и увижу, что маленькие ручки опять возьмут и потрепят старого плюшевого медведя за ухо, как когда-то его трепал то несмышленый сорванец и мне станет до глубины души приятно, что меня еще помнят и я еще не забыт.

Список литературы

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1997 год.

2. Миронов В.В. Философия. М., 1998 год.

3. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 1996 год.

4. Спиркин А.Г. Философия. М., 1998 год.

5. Философия. Под ред. В.Д.Губина. М., 1996 год.

6. Философия. Курс лекций. Под общей ред. В.Л.Калашникова. М., 1999 год.

7. Философия. Учебник для высших учебных заведений. Под ред. В.П.Кохановского. Ростов-на-Дону, 1996 год.

8. Философия энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1989 год.