logo
Диалектический идеализм Гегеля: достоинства и недостатки

Введение

Высшим достижением немецкой классической философии явилась философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 -- 1831). По словам Вл. Соловьева, Гегель может быть назван философом по преимуществу, ибо из всех философов только для него одного философия была все. У других мыслителей она есть старание постигнуть смысл сущего, у Гегеля же, напротив, само сущее старается стать философией, превратиться в чистое мышление. Прочие философы подчиняли свое умозрение независимому от него объекту: для одних этот объект был Бог, для других природа. Для Гегеля, напротив, сам Бог был лишь философствующий ум, который только в совершенной философии достигает и своего собственного абсолютного совершенства. На природу же в ее неисчислимых эмпирических явлениях Гегель смотрел как на своего рода «чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной диалектики». Гегель развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики. Актуальность данной темы определяется продолжающейся до сих пор дискуссией о значении диалектического метода познания в современной науке, а также вечно продолжающимся спором между идеализмом и материализмом.

Целью настоящей работы является исследование взглядов Г.Гегеля, выявление основных его положений, слабых и сильных сторон его философии.

В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования:

· рассмотреть особенности учения Гегеля о мировом духе, выделить идеалистическое содержание его учения;

· проанализировать гегелевскую философию истории, выявить ее позитивные стороны.

Реферат состоит из 5 разделов. В первом сформулированы цель и задачи исследования, во втором описываются особенности учения Гегеля о мировом духе, рассматривается особенности идеализма Гегеля, в третьем дается обзор философии истории Гегеля, в четвертом сделаны основные выводы по содержанию работы, в пятом указаны первоисточники по теме работы.