logo
Актуальная философская проблематика общества знания

3. Построение общества знания в условиях новой европейской экономики

В последние десятилетия наблюдается растущее воздействие на экономику развивающихся стран нематериальных активов, таких как образование, технологический опыт, инновации. Эти активы являются основными факторами, способствующими увеличению производительности производства, а вклад количественных показателей становится вторичным. В развитых странах, располагающих потенциалом научных исследований и высоких технологий, основное внимание уделяется стимулированию внутренних инноваций, что позволяет достигать специализации производства продуктов и услуг с высокой добавленной стоимостью и выплачивать устойчиво высокую заработную плату. В этом контексте на особом положении находятся новые государства-члены Европейского Союза, относящиеся к региону Центральной и Восточной Европы (Чешская Республика, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Венгрия, Болгария и Румыния), проделавшие долгий путь реформ для перехода от социалистической экономики к рыночной.

Имеются различные - и те, что являются в основном оптимистическими, и преимущественно пессимистические - оценки потенциала государств Центральной и Восточной Европы в развитии современных конкурентоспособных областей знаний и технологий. Эволюция социально-экономических систем в направлении экономики, основанной на знаниях, выявляет наличие серьезных структурных барьеров, а также затруднений, лежащих в плоскости экономической политики.

Во-первых, необходимо выявить существующие механизмы экономического роста в регионе и ограничения их функционирования, а также возможности экономической политики, выстроенной на принципах экономики знаний, в преодолении этих ограничений. Успехи, достигнутые более развитыми государствами региона в построении экономики знаний, могут лечь в основу модели развития для менее конкурентоспособных стран, таких как Румыния, которые сталкиваются с аналогичными проблемами, принимая во внимание сходство исторического развития, общность институциональных, демографических и прочих аспектов социальноэкономического развития с другими странами региона. При этом желательно минимизировать и сделать более «горизонтальным», недирективным государственное вмешательство в экономику, ограничив его функциями обеспечения экономических предпосылок для роста добавленной стоимости и поддержки национальной инновационной системы.

Во вторых, необходимо тщательное исследование государств региона Центральной и Восточной Европы с точки зрения сформированности условий для перехода к наукоемкой экономике. Представляется, что фактическое институциональное развитие в последние годы, повышение экономической конкурентоспособности и улучшения системы распределения ресурсов внесли значительный вклад в динамику этих стран.

В-третьих, требуется детально рассмотреть проблемы правовой защиты инновационной деятельности. Наиболее серьезные проблемы, стоящие перед сектором информационных технологий, слабость и разрозненность национальных инновационных систем являются общими для всех государств региона. В отсутствие необходимых технологических и организационных возможностей восточноевропейским компаниям проще взять на себя роль поставщика продуктов второго или третьего ранга. За неэффективность производства приходится платить цену низкой производительности труда и потерянных контрактов.

В-четвертых - что касается, в частности, Румынии, - использование инструментов анализа, применяемых в международных оценках, демонстрирует видимое запаздывание в сравнении со странами, которые добились успехов в развитии важнейших секторов знаниевой экономики (например, в Венгрии развивается мощная индустрия высоких технологий; в Чешской Республике эффективно реформируется система образования; в Словении достигнуты показатели производительности научных исследований, близкие к странам Запада; в Эстонии растет конкурентоспособный сектор информационных технологий). Эти инструменты анализа позволяют перенять лучшие практики соседних государств (например, словенскую программу привлечения ценного кадрового потенциала выпускников вузов к работе в перспективных областях исследований и производства; венгерскую программу стимулирования технологического развития промышленности и поощрения технологических взаимодействий между фирмами и транснациональными компаниями; тактику чешской реформы системы образования и др.).

Румынское государство должно содействовать строительству информационного общества и расширению ИТ-рынка мерами распространения цифровой грамотности, чтобы избежать «цифрового барьера», грозящего разделить румынское общество. Образование в сфере информационно-коммуникационных технологий в Румынии рассматривается как одно из лучших в мире, и тем не менее, уже проявилась нехватка специалистов и ограниченность человеческого ресурса по сравнению с динамикой рынка. Координация экономической политики, направленной на построение экономики знаний, с множеством других мер может оказаться труднодостижимой, и это представляет серьезную проблему для всех государств. Чтобы обеспечить корреляцию между макроэкономической стабильностью и развитием экономики знаний, тщательный баланс приоритетов в конкуренции, ситуация требует всеобъемлющего и согласованного стратегического подхода в долгосрочной перспективе.