logo
Духовная сфера жизни общества

ВВЕДЕНИЕ

Окружающий мир, который изучают естественные науки, сложен и прекрасен. Мы знаем, теперь, как устроены атомы и элементарные частицы. Много известно и о видимой Вселенной. Человек благодаря современной технологии вышел в космос и создал компьютеры, совершающие миллиарды и триллионы операций в секунду, способные решать задачи, которые без вычислительной техники вообще нельзя было бы решить. Но все действия человека, все его поступки очень противоречивы, разнородны, разнообразны и часто отрицают друг друга. Познать человека и человеческое общество совсем нелегко. Само познание окружающего мира приобретает смысл и значение лишь при условии, что мы сможем ответить на вопрос, зачем это познание нужно, что оно дает человечеству. Ни одна из специальных наук не дает, да и не может дать такого ответа. В то же время мы уже знаем, что познание мира осуществляется человеком и ради удовлетворения его потребностей. Мир, следовательно, нельзя познать, не поняв, в чем эти потребности, в чем смысл человеческого бытия, и наоборот, нельзя понять человека, не поняв мира, ибо человек - частица его, венец его длительного и сложного развития. Таким образом, оказывается, что решить две порознь взятые задачи - познать мир, отделенный от человека, и человека, противостоящего миру и отдельного от него, - совершенно невозможно. Только выявление глубинного внутреннего единства этих вопросов позволяет нам подойти к правильному ответу.(№ 1, с. 425, 426).

Мир, в котором мы живем, вступил в полосу глубоких перемен; в ходе их до неузнаваемости перестраивается, и будет перестраиваться весь уклад нашей жизни. Перемены эти, так или иначе затрагивают самые разные сферы существования человека и человечества - отношения между человечеством и планетой, на которой оно обитает, а также осваиваемой им частью космического пространства; взаимодействие между государствами, каждое из которых ищет свои пути в будущее и вместе с тем не может не считаться с интересами других народов и государств; борьба соперничающих общественных классов за достижение своих целей и противоречия разнородных социальных сил, во взаимоотношениях, которых, пусть не всегда последовательно и зримо, пусть с отступлениями и понятными движениями, пробивает себе дорогу осознание того, что у человечества в наши дни общая судьба и что общечеловеческие ценности и идеалы должны выйти на первое месте, стать руководством во взаимодействиях между людьми; бурные темпы научно-технического прогресса, выплескивающего на нас все новые знания и технологии и далеко не однозначно воздействующего на условия нашей жизни, да и на нас самих… Мы постепенно привыкаем к разнообразию мнений, выражаемых и отстаиваемых разными социальными группами, разными людьми; мы учимся уважать инакомыслие, мнение других, даже если и не соглашаемся с ними. Для полнокровной общественной жизни, однако, необходимо, чтобы каждое отдельное мнение было обоснованным, продуманным с точки зрения не только конкретного индивида или особой социальной группы, но и с точки зрения интересов общества в целом. (№ 3, т. 1, с. 11)

Человеческие действия имеют два вида мотиваций: идущие из общественной среды, объективные и субъективно-духовные. Первые - первичны, основные детерминанты деятельности человека.

Вторые - вторичны, но необходимы, без них нет человеческой деятельности. Более того, духовные мотивы, цели, оценки путей и средств их достижения «выступают, - замечает В.Ж. Келле и М.Я. Ковальзон, - для индивида в качестве внутренних стимулов - как его собственные мысли, побуждения, веления разума, голос совести и т.д. Их общественной происхождение как бы угасает в индивиде.

Именно эта особенность целей, ценностей, значений образцов - всего того, что по существу общественно, но стало внутренней основой поведения индивида, преобразованной в соответствии с его интеллектуальными и волевыми особенностями, и выступают непосредственной детерминантой его деятельности, связывающей его с обществом».

Эти субъективные мотивы и стимулы деятельности образуют подсистему, специфическую сферу жизни общества, определенную целостность - духовную жизнь. Описание и анализ духовной стороны жизни человека и общества, исследование ее закономерностей, механизма формирования и социальных функций ее является необходимой стороной познания общества и управления социальной реальностью. Духовная жизнь по своему содержанию, качественно и структурно специфична на разных этапах истории культуры, для разных общественных систем и типов общественных отношений. Она усложняется и по мере возрастания роли субъективного фактора в истории играет все большую роль в экономике и политической жизни, в общественных отношениях. (№ 7, с.3)

Человек, не испытывающий материальных затруднений, удачно продвигающийся по служебной лестнице, не склонен много говорить о несправедливости, о добре и зле, о несчастьях и трудностях, выпадающих на долю других людей. Но каждый может оказаться в обстоятельствах, заставляющих задуматься над тем, зачем мы живем, каков смысл нашего бытия, какой ценой мы готовы заплатить за благополучие и карьеру, должны ли мы рисковать своей жизнью и благополучием, и если должны, то ради чего, достижимо ли реальное счастье и что оно собой представляет, или же человеческая жизнь изначально несправедлива, а страдания, болезни, старость и одиночество так же неизбежны, как и смерть. Но чтобы понять как связаны между собой судьбы людей и устройство мира, чтобы знать существуют ли объективные законы, опираясь на которые можно изменить и улучшить существующий порядок вещей, нужно иметь какой-то общий взгляд на мир, включающий в себя и человека, и земную природу, и космос, и прошлое, и настоящее, и мыслимое будущее. Этот взгляд должен помочь нам понять, прежде всего нас самих, помочь ответить на вопрос, кто мы, можем ли мы преодолеть распри и взаимное недоверие, отказаться от войн и конфликтов, заполняющих почти всю нашу историю, и можно ли в нашем сложном мире с его научно-техническим прогрессом, региональными войнами, периодами застоя и всплесками бурного развития найти мудрое, верное, целесообразное решение волнующих нас проблем? Для оправдания собственного повседневного поведения мы должны как-то ответить на эти вопросы. (№ 1, с.9, 10)

Но, как мы знаем, способность к разумному мышлению у человека не является врожденной - ей необходимо обучаться; при этом лучшая школа разумного мышления - усвоение высших достижений философской культуры. (№ 3, т. 1, с. 12).