logo
Алхимическая теория

3. Ранний период

Древнегреческих философов сложно назвать учеными в современном понимании этого слова, но они, тем не менее, были оригинальными мыслителями, пытающимися объяснить природу на основе логики. Одним из первых такую попытку предпринял Фалес Милетский в шестом веке до н.э. Он полагал, что все рождается из воды, все возникает из воды и в неё превращается. Другой грек, Эмпедокл из Акраганта, предположил, что вся материя состоит из четырех первичных и одинаково важных элементов, хотя, как оказалось, схожие идеи возникли в Египте, Индии и Китае (5 элементов) около 1500 года до н.э. Этими элементами являлись огонь, вода, земля и воздух (рис. 1).

Рис. 1 Изображение четырех основных элементов из книги "De Responsione Mundi et Astrorum Ordinatione" (Аугсбург, 1472)

Аристотель (384-322 гг. до н.э.), который считается одним из самых великих мыслителей того времени, предположил существование некоего фундаментального элемента, "эфира", а к каждому из четырех элементов прикрепил две пары противоположных "качеств", таких как сухой/влажный, горячий/холодный и пр. Отношения между элементами и их качествами можно изобразить в виде квадрата (рис. 2).

Рис. 2 Взаимоотношения элементов и их качеств.

Этот квадрат является одним из основных символов и часто появляется в алхимических манускриптах и книгах вплоть до конца восемнадцатого века. Таким образом, жидкость (в которой много воды) - холодная и влажная, в то время как пар (в котором много воздуха) - горячий и влажный. Чтобы испарить жидкость, нужно всего лишь добавить тепло - переместиться с холодного края квадрата к горячий. Чтобы растворить твердое тело, нужно добавить влагу, чтобы сжечь его - добавить тепло. Огонь представляет собой не твердое тело, не жидкость и не газ, а форму энергии, схожую с представлениями Лавуазье о теплороде.

4. Ртутно-серная теория

Мусульманские алхимики переняли основные положения философии Аристотеля, хоть и внесли некоторые изменения. Учение о четырёх стихиях оказалось не слишком удобным для интерпретации опытных данных, касающихся свойств металлов, поскольку принимало в качестве основных свойств тел, прежде всего, их физические свойства. Развитие алхимической практики потребовало создания новой теории, основанной на химических свойствах веществ. Основой для создания теории стали сложившиеся ещё в александрийскую эпоху представления о ртути как об особом, "первичном" металле, основанные на уникальной способности ртути образовывать амальгамы с другими металлами. Таким образом, на передний план вышло противостояние двух противоположностей: огонь уступил место сере, а вода - ртути. Но не стоит путать эти понятия с материальными веществами, они обозначают абстрактные принципы, имеющие холодную и влажную (ртуть) и горячую и сухую (сера) "природы". Другими словами, ртуть является "принципом металличности", сера -- "принципом горючести".

Английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон (ок. 1214 - ок. 1292 гг.) очень емко обобщил ртутно-серную теорию следующими словами: "Все металлы и минералы… порождаются ими двумя; но я должен сказать вам, что природа всегда стремится к совершенству золота". Другими словами, согласно средневековой алхимической мысли, когда неочищенные первопричины, сера и ртуть, соединяются в природном процессе, они образуют основные металлы, такие как олово и свинец. Когда же они очищены, в результате их слияния образуются серебро и золото; но только когда оба первоначала превосходной чистоты, из них получается философский камень. Таким образом, философский камень настолько чище, чем обычное "золото из шахт", что малого его количества хватит для превращения бесконечного количества основных металлов в обычное золото.

В зашифрованных текстах и символьных представлениях, которые были свойственны алхимии того времени, сера и ртуть были представлены в самых разных формах. Например, они носили названия Осириса и Изиды, солнца и луны, брата и сестры, мужчины и женщины, актива и пассива, дающего и принимающего, печати и воска, постоянного и переменного, бескрылого льва и крылатой львицы, льва и орла и так далее. Камень, который, как полагалось, был результатом слияния мужского и женского начала, иногда был представлен в виде младенца.

Согласно теории Аристотеля, слияние серы и ртути отражает соединение огня и воды, в то время как греки утверждали, что соединение противоположностей невозможно. Однако на гравюре 1617 года (рис. 3) изображен алхимик (вероятно, Роджер Бэкон), уравновешивающий две чаши, содержащие именно эти два элемента. Река на заднем плане символизирует алхимический поток, в который сера и ртуть должны слиться. Изредка этот поток запечатлен в виде купели.

алхимик философский трансмутация ртуть

Рис. 3 Английская гравюра 1617 года

Но в девятом или десятом веке, вероятно, в Италии путем дистилляции вина был открыт практически чистый спирт. Поскольку данная субстанция являлась "водой" (то есть жидкостью), которая также горела, алхимическим сообществом она была провозглашена успешным примером соединения огня и воды. Некоторые видели в так называемой "aqua vitae" конец поисков растворителя для философского камня в процессе приготовления Эликсира Жизни.