logo
Европейский экзистенциализм

1. Введение

Философия Запада сегодня очень непроста для изложения уже потому, что она представлена не одним десятком имен, да и то лишь в случае, если иметь в виду наиболее значительные, авторитетные. Каждый мыслитель претендует при этом на создание собственной философской доктрины или, на худой конец, на существенную модернизацию уже существующей системы взглядов. Как следствие - калейдоскоп позиций, разнообразие в оценках.

Внешняя калейдоскопичность позволяет оттенить в этой ситуации главное, характерное если не для всей современной философии на Западе, то для значительной ее части: господствовавший длительное время рационализм сменяется иррационализмом, набирает силу пессимизм. В центре большинства философских учений оказывается не просто человек, человечество, а их весьма проблематичное настоящее и будущее.

Неудивительно, что в ХХ в. на почве пессимистического взгляда на технический, научный и нравственный прогресс, обернувшийся кошмаром мировых войн и тоталитарных режимов, возникло новое направление философской мысли - экзистенциализм.

Сущность экзистенциализма и причины, его породившие, довольно точно охарактеризовал В.В. Ерофеев. "В самом общем виде, - заметил он, - экзистенциализм можно представить как болезненную реакцию на ослабление и одряхление межчеловеческих связей, на торжество "центробежных" сил, разрушающих идею человеческой общности, в результате чего индивид осознает себя "выброшенным в мир", равнодушный или даже враждебный его существу, и, оказываясь один на один со своим земным "уделом", он познает случайность и хрупкость своего бытия, стремящегося к конечному уничтожению… экзистенциализм знаменует собой предел философии индивидуализма, ее логическое завершение и одновременно ее кризис, и начало распада".

Не случайно, война с фашизмом стала эпохой расцвета экзистенциализма, в основе которого нонконформизм, призывающий личность делать выбор в сторону истинных человеческих ценностей.