Имя, число, миф: философско-антропологический аспект

дипломная работа

1.2 Имя в контексте аналитической философии. Понятие имени в программировании

«Лингвистический поворот» в ХХ веке ознаменовался обращению к языку, и понятие имени стало фигурировать и раскрываться в рамках тех же мировоззренческих позиций, берущих начало в античности. Языковая проблематика, которая развивалась в рамках аналитической философии, рассматривает имя в контексте логической картины мира, где имя существует как простой, первичный знак, обозначающий предмет, который можно заменить переменной на основе конвенции. Данное направление представлено именами Г. Фреге, Д. Мура, Б. Рассела, У. Куайна, и Л. Витгенштейна.

Людвиг Витгенштейн в «Логико-философского трактате» дает такие определения имени:

«3.144 Положения вещей могут быть описаны, но не названы»;

«3.202 Простые знаки, используемые в предложении, называются именами.

Имена подобны точкам, предложения - стрелкам, они имеют смысл»;

«3.023 Имя замещает в предложении объект»;

«3.26 Имя не разлагается далее никакими определениями; оно первичный знак» Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Философские работы. М., 1994. Ч. 1. .

Но суть в том, что Витгенштейн рассматривает имя в контексте логической картины мира, где имя существует, как простой первичный знак, обозначающий объект, который можно заменить переменной. Он говорит о том, что в предложении объекты можно только называть, только говорить о них, но не высказывать их. Имя выступает в роли конвенционального знака.

В исследованиях данных авторов мы находим философию языка, но не философию имени. Логико-конструктивистское (номиналистическое) понимание языка использует понятие имени, но не раскрывает его в том плане, которое важно для настоящего исследования. Для аналитической философии существует понятие имени, которое не способно выразить сути настоящего исследования, поскольку логико-аналитическое понятие имени идёт вразрез с философией имени.

Для полного представления, что есть имя с логико-аналитических позиций, необходимо рассмотреть, что есть имя в отношении объекта в программировании. А концепция имени в программировании и ее представление наиболее соответствуют понятию идентификатора.

Идентификатор - это уникальный признак объекта, позволяющий различать объекты один от другого URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Идентификатор.

Номинативный подход к имени - это аналог ссылки на объект в объектно-ориентированном программировании. Ссылка в программировании - это объект, указывающий на определенные данные, но не хранящий их. Получение объекта по ссылке называется разыменованием.

Примеры идентификаторов: лексический токен (от англ. Token «знак, символ; опознавательный знак; жетон»), который определяет сущность. Это аналогично концепции «имя». Идентификаторы активно используются практически во всех информационных системах. Именование сущностей делает возможным ссылки на них, которые могут использоваться позже.

Идентификатор в данном случае понимается как «уникальный признак субъекта или объекта доступа». Именами называют элементы языка - константы, метки, типы, переменные, процедуры, функции, модули, объекты. Имя - это последовательность букв и цифр, начинающаяся с буквы.

В программировании совокупность приёмов наименования отвечает числовому упорядочиванию объектов. Имя становится ссылкой на объект, наименование при помощи числа облегчает нахождение объекта.

Разыменование в программировании есть отождествление, или если точнее выразиться, это есть процесс идентификации, суть заключается в опознании, выделении объекта из ряда представленных объектов.

Философско-антропологический аспект имени, где имя понимается аналогичным образом, что и в программировании, сильно упраздняет человеческую природу. Не принимая во внимание непредсказуемость человеческих возможностей, нам не избавиться от алгоритма наименования и бесконечного различения вещей.

Развитие данной позиции мы наблюдаем в современном мире, где государство озадачено тем, чтобы оптимизировать контроль над людьми. А для того чтобы контроль был осуществлен наилучшим образом, необходимо сначала упростить сущность человека, свести самого человека до его наименования или идентификатора. В таком случае мы получаем человека, как зафиксированный объект, что позволяет упростить оперирование представляющей человека сущностью в информационно-технологических системах.

Для решения данной задачи разрабатываются проекты по внедрению систем автоматической идентификации. На стадии реализации уже есть идеи по созданию универсального идентификатора личности всемирного стандарта. Принцип автоматической идентификации - идентификационный номер должен быть непосредственно прикреплен к объекту управления.

Правительством Российской Федерации уже опубликованы документы об утверждении выпуска универсальной электронной карты Постановление Правительства РФ от 25.04.2011 № 321 «Об утверждении правил выпуска универсальной электронной карты»..

Универсальная электронная карта - это уже не традиционный документ, удостоверяющий личность гражданина, по которому человек опознаёт человека, а электронное микропроцессорное устройство единого всемирного стандарта, идентифицирующее личность компьютерным способом, с помощью которого компьютерная система опознаёт человека по его идентификационному номеру как некий неодушевлённый предмет в любой точке мира. Проект электронной карты уже на стадии реализации. Для того чтобы быть идентифицируемым, человек должен всегда при себе иметь карту. Параллельно поступают идеи по созданию и внедрению электронного чипа, который был бы вживлен непосредственно в тело человека и, таким образом, позволял бы осуществлять тотальный всемирный контроль над людьми.

Таким образом, номинализм, представленный в программировании, полагает имя как уникальный идентификатор. Номинализм выдвигает программу языковой или терминологической экономии, эргономики имени. Использования имени в программе служит своего рода сокращающим приёмом для формулировки вполне осмысленных утверждений об объектах, особенно в тех случаях, когда этих объектов бесконечно много. Номинативный подход целиком направлен на объективность. Номинализм ставит проблемы о понятии имени, о функции имени, но не признаёт в имени наличие самой реальности, а из такого отношения к самому имени невозможна философия имени. Для логиков, в частности, как это было отмечено, имя выступает не более чем первичный знак, лишь потенциально содержа смысл.

Номинализм в различных формах своего проявления критикуется Гуссерлем, на учение которого опирался Лосев в своей «философии имени». Феномен имени исключает признание наличия имени вне сознания. Согласно феноменологическому подходу было сформулировано Гуссерлем учение об интенциональности, как о центральном свойстве нашего сознания быть направленным на объект. Имя есть не что иное, как направление, содержащее момент замысла. Для настоящего исследования приоритетным является рассмотрение момента живой встречи воспринимаемого и воспринимающего в имени. Важным представляется то, что имя произносят, это есть звук голоса человеческого. Поэтому важным для рассмотрения являются аспекты, отражающие живое взаимодействие слова, имени и реальности. Такие аспекты рассматриваются в онтологическом реализме.

Делись добром ;)