Интуиция и искусственный интеллект

контрольная работа

1. Природа интуиции

Интуиция слово латинское и переводится как пристальное всматривание, философское понятие, выражающее способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без доказательств. В психологии интуиция определяется как непосредственное отражение связей между предметами и явлениями реального мира. Здесь она имеет две формы:

1) еще не осознаваемое примитивное мышление, осуществляемое на основе каузального рефлекса, свойственное и высшим животным;

2) мышление, уже ставшее неосознаваемым, осуществляемое на основе высокоавтоматизированных умственных навыков, обобщенных в результате большого опыта в области их проявления.

Определяя интуицию как высшую форму каузального рефлекса, наука, вероятно, отнесла интуицию к врожденным способностям, своеобразному инстинкту. Правильное понимание психологической сущности интуиции важно как для формирования принятия решений и для психологии управления в целом, так и для психологии искусства.

Хотим мы того или нет, наш мозг тщательно обрабатывает, сопоставляет и синтезирует всю поступающую информацию. Он "автоматически" определяет, какая информация полезна, необходима организму для совершения наиболее адекватного для определенных условий действенного акта. Она служит основой для решения трех основных вопросов всякого поведенческого акта: что делать, как делать и когда делать. Каждый из этих вопросов представляет собой определенный целенаправленный выбор, т.е. исключение избыточной свободы, являющихся неизбежным следствием анатомической и физиологической композиции организма. Синтез должен предшествовать принятию решения. Всякий поведенческий акт выбора есть "творческий акт". В состав синтеза входят различные информационные составляющие.

Информация как бы "взвешиваться" на весах этого господствующего или доминирующего мотивационного состояния, происходит "оттеснение" с помощью тормозного процесса всей той информации, которая не имеет конструктивной связи ни в прошлом опыте, ни в наличной ситуации с той мотивацией, которая занимает в данный момент организм. Только здесь необходимо разграничить информацию, которая нашла свое разрешение и та которая требует окончательного решения.

Можно привести простой пример задайте кому-нибудь вопрос: "Назовите еще два русских женских имени, чтобы в конце и начале его не было букв "А" и "Я", например Любовь". Запустится механизм, который помогает нам решать кроссворды, различные головоломки. И человек не сможет избавиться от возникшей задачи пока ее не разрешит.

Решая поставленные задачи человек, может, совершено неожиданно, предложить оригинальное решение. Тот толчок, который побудил его к этому можно смело назвать интуицией. Иногда эти задачи бывают экстремальными и времени на обдумывание просто нет. Мозг, производит "примерку" одного процесса к другим до тех пор, пока не сформируется решение и не сложится модель ожидаемых результатов. Всю эту работу мозга выполняют два важнейших фактора, способствующих облегчению взаимодействий между даже весьма удаленными нервными элементами: ориентировочно-исследовательская реакция и центробежное активирующее и тормозящее влияние как на промежуточные этапы, и на чувствительность периферических рецепторных аппаратов. Следует только удивляться скорости и силе жизненных токов.

Позволю привести такую цитату из книги О.К. Тихомирова: "Механизм сопоставления интегрированных признаков будущих результатов с сигналами о реально полученных результатах наделен еще одним важным дополнением, именно - эмоциональным компонентом удовлетворенности или неудовлетворенности. Этот фактор является дополнительным стимулом к поиску новых, более адекватных цели программ афферентного Афферентный - слово латинского происхождения и переводится - приносящий; в данном случае несущий к органу или в него; передающий импульсы от работающих органов и нервных центров, т.е. о чем говорилось выше. действия. Считается, что такая связь механизмов оценки конечного результата в поведенческих актах с эмоциональным аппаратом является весьма прогрессивным и целесообразным приобретением в широком биологическом плане". О.К. Тихомиров Структура мыслительной деятельности человека. - М., 1969. С.28.

Итак, если о текущей обстановке, о том, что есть сейчас, мозг живого существа получает информацию через органы чувств, то отображение или наметку того, во что должна обратиться эта обстановка, в соответствии с потребностью животного, мозг создает сам, в своих еще во многом неизведанных недрах. Науке еще не близко до того, чтобы уяснить, каким кодом и в каких формах записываются в мозгу эти отображения или мозговые модели потребного будущего, но и их реальность, и их значение хотя активности живого существа не вызывают никаких сомнений.

В науке до сих пор не утихает спор, имеет ли место интуиция, сопоставима ли она с другими чувствами. На мой взгляд, именно интуиция позволяет соединить сразу несколько свойств материи и энергии. Реальность и сюрреальность, инстинкт и искусство, научное и псевдонаучное, интуиция создает неисчислимое количество вариаций. В том, что люди именуют реальностью, им представляется "данным" нечто стабильное, контактное, инвариантное, быть может, единственно надежное, остающееся в качестве истины в сердцевине всякого неясного и неопределенного, определяющее для всякой познавательной культуры. Реальность есть имя, с которым связана проблема обозначения - оно лишь обозначает главное направление рассмотрения. Обозначения и значения реальности вплетены в смену культурных значений, знаков и символов, в изменчивую по природе феноменальную реальность.

Сама реальность требует глубинного восприятия: "Когда мы репрезентируем объект, конструкция или интерпретация возникают не в результате отражения, а в результате производства. Решающим фактором для понимания природы репрезентации является понимание перспективы, перспективности репрезентации". Х.Й. Зандкюлер Репрезентация или как реальность может быть понята философией //Вопросы философии, 2002, № 9. С. 85.

Здесь нам и помогает интуиция достигнуть необходимого уровня восприятия, что называется удержать картинку окружающего мира и дать субъективную оценку ему. Одним словом почувствовать комфорт и уют в окружающей нас обстановке.

Но самое интересное свойство интуиции это "догадывание". Каждый из нас почти с полной уверенностью может сказать, что существует множественность миров и мы интуитивно чувствуем связь с ними. И это вывод мы можем сделать познавая объективный мир, и невидимые миры становятся реальностью - в соответствия с познавательными контекстами. Хотя бы исходя из примера, что все говорят на разных языках: безусловно, мир существует не только в одном варианте.

В этом же контексте можно рассуждать о вере в Бога. Миллионы людей живут с полной убежденностью в его существовании. Хотя вполне можно утверждать, что его никто не видел. Что как не интуиция создает нам эту веру.

Делись добром ;)