Аналитическая философия

реферат

Заключение

Логико-философские идеи Рассела стали программными для разработки концепций логического позитивизма (или логического эмпиризма). Рассел признавался, что среди последователей Д. Юма в XX веке он больше всего симпатизирует именно этому направлению. Со своей стороны теоретики Венского кружка, активно разрабатывавшие проблемы логического анализа науки, высоко ценили работы Рассела и опирались на них. Настольной же книгой для них стал "Логико-философский трактат" Витгенштейна.

Девиз Рассела о логике как сущности философии был воспринят в Венском кружке и его филиалах весьма серьезно. Это недвусмысленно выразил Р. Карнап, выдвинувший кредо: "На место не поддающегося распутыванию комплекса проблем, который обычно называли философией, вступает логика науки". Теоретики логического позитивизма (Р. Карнап, X. Рейхенбах, К.Г. Гемпель и другие) продуктивно занимались исследованием логики науки. Философия же для них не была главным делом, она служила лишь общему обоснованию их специально-научных разработок в области логического синтаксиса, семантики научного языка и других проблем. Анализ использовался главным образом как средство решения задач обоснования науки и синтеза (унификации) научного знания. Со временем исследования в русле логического позитивизма приняли все более специальный характер, дав ценные научные результаты (в области логического синтаксиса, логической семантики, вероятностной логики и других). Логико-методологические исследования познания в работах У. Куайна, Г.Н. Гудмена, Н. Решера (США) и других - тоже не столько философские, сколько общенаучные: главным ориентиром и ценностью в них выступает наука, что в значительной мере и выводит полученные результаты за рамки собственно философии.

На основе работ позднего Витгенштейна в 1930-1940-е годы в Великобритании формируется философия лингвистического анализа, или анализа обычного языка. В эти годы Витгенштейн устно излагал свою новую концепцию ученикам. Имели хождение записи его лекций - "Голубая и коричневая книги". Это был исходный вариант его "Философских исследований". С 30-х годов здесь же в работах Г. Райла, Дж. Уисдома, Дж. Остина и других получают развитие идеи, созвучные мыслям Витгенштейна. Как и для последнего, главный предмет их интереса - сама философия. Они хорошо чувствуют специфику философских проблем, их теснейшую связь с механизмами реально работающего естественного языка, ясно понимают их принципиальное отличие от проблем науки. Большое внимание в их работах уделяется глубоко исследованной Витгенштейном теме дезориентирующего влияния языка на человеческое мышление.

Если на базе логического позитивизма были созданы добротные труды по современной логике, то на основе лингвистической философии сформировалась исследовательская программа теоретической лингвистики. В этом проявилась одна из важных функций философии - постановка и первоначальная проработка новых проблем с последующей их передачей науке. Но в аналитической философии XX века мы находим и важные собственно философские достижения: осмысление тесной связи человеческого опыта с речевой коммуникацией, схемами языка, новое понимание на этой основе специфики философской мысли, философских проблем. Первостепенное значение для развития этих представлений имели идеи Л. Витгенштейна. Большая часть трудов философа издается в 1950-1970-е годы, и работа эта еще не завершена. Продолжается освоение его необычных текстов, их комментирование и обсуждение. Может быть, именно с этим обстоятельством связано нарастающее влияние идей и методов аналитической философии.

Идеи аналитической философии повлияли на современную философскую мысль во многих странах. Постепенно это направление превратилось в широкое международное течение, позиции которого в настоящее время наиболее сильны в англоязычных регионах мира.

Список использованных источников

1. Введение в философию [Текст]: Фролов И.Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2005. - 623 с.

2. Войтов, А.Г. История и философия науки [Текст]: учебное пособие для аспирантов / А.Г. Войтов - 3-е изд. - М.: Дашков и К, 2007. - 691 с.

3. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов [Текст]. Серия "Высшее образование" - Ростов на Дону: Изд-во "Феникс", 2008. - 640 с.

4. Джегутанов, Б.К. и др. История и философия науки [Текст]. Учебное пособие для аспирантов/Б.К. Джегутанов, И. Стрельченко,.В. Балахонский, Г.Н. Хон - СПб.: Питер, 2010. - 368 с.

5. Зеленов, Л.А. История и философия науки [Текст]: учебное пособие/Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров, В.А. Щуров - М.: Флинта [и др.], 2008 - 471 с.

6. История и философия науки: введение в специальность [Текст]: учебное пособие/ [Ф.Д. Демидов]; под общ. ред. А.Д. Урсула. Рос. акад. гос. Службы при Президенте Рос. Федерации. - М.: Изд-во РАГС, 2009. - 432 с.

7. История и философия науки [Текст]: уч-е пос-е для аспирантов / [Б.Т. Алексеев [и др.]; под ред.А.С. Мамзина. - СПб. [и др.]: Питер, 2008. - 304 с.

8. Канке, Виктор Андреевич. Основные философские направления и концепции науки [Текст]: учеб. пособие для вузов, рек. М-вом образования Рос. Федерации / В.А. Канке. - М.: Логос, 2010. - 327 c.

9. Теория и методы в социальных науках [Текст]: учебник для вузов / [Я.Э. Аскильдсен и др.]; под ред. С.У. Ларсена; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Ун - т); - М.: РОССПЭН, 2009. - 288 c.

10. Философия [Текст]: [учебник для вузов, рек. М-вом образования Рос. Федерации / В.Д. Губин [и др.] под ред.В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. - 3 - е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2005. - 828 c.

Делись добром ;)