logo
"Капитал" Карла Маркса - трактат, изменивший мир

Заключение

Карл Маркс был убеждён, что долг философа - не только объяснить мир, но изменять его. Всю свою жизнь, все свои силы он посвятил тому, чтобы создать универсальное философское течение, единое и верное для всех эпох и народов, он бесспорно всей душой желал изменить этот мир. И не нам судить, что было движущей силой его деятельности - честолюбие или вера в свою способность сделать будущее человечества счастливым, освободить людей от бремени капиталистических противоречий. Так или иначе, пытливый ум Маркса, его мировоззрение, претерпевшее влияние Гегеля и Фейербаха, пришедшее от идеализма к крайнему материализму, формировались и развивались в очень благодатных для этого условиях. Бурное развитие экономики и, как сдедствие, частые кризисы, борьба демократии и монархии, неопределённость политической системы, возникновение новых классов - буржуа и пролетариата - и явная неравномерность распределения благ и прав между ними - всё это требовало появления на свет какой-то принципиально новой концепции и сильного, умного, волевого человека, способного сформулировать её и донести до масс. Не стань этим человеком Маркс, у мощного рабочего движения появился бы другой пророк, но это было неизбежно. Но возможно, не появилось бы такого труда, как "Капитал". На первый взгляд, этот экономический трактат никак не может быть связан с философией, он посвящён исключительно анализу капиталистических отношений, выявлению их слабых сторон, доказательству того, что существуют более эффективные формы экономической и политической организации общества. Но, во-первых, течение марксизма само по себе сосредоточено на материальных объектах - именно тех, которыми владеет экономика. Во-вторых, согласно Марксу, "не сознание определяет бытие, а бытие определяет сознание". То есть, наша способность воспринимать этот мир и осознавать себя как часть его напрямую зависит от общества, в котором мы существуем, его устройства, законов, комфортности для жизни. И наконец, все основные законы диалектики, рассмотренные Марксом на основе теории Гегеля, находят своё отражение в "Капитале" в виде закономерностей экономических отношений. Трагедия Маркса - исследователя состояла в том, что созданная им социально-экономическая теория объединяет в единое целое несовместимые альтернативы. При анализе каждой из альтернатив Маркс проявляет себя незаурядным исследователем, вносящим вклад в развитие экономической мысли. Однако пользоваться его теорией как целым опасно, поскольку это целое ложно (логически несовместимое, как утверждает логика, как утверждает логика, не просто ложно, оно необходимо ложно). А из логически ложной теории можно получить, не совершая при этом никаких логических ошибок, любые утверждения, что было известно уже древним софистам. Этим и занимались впоследствии марксисты, пока не обнаружилось, что теория Маркса бессильна, потому что она ложна. Отмеченные "прорехи" в учении Маркса нельзя объяснить недостатком его научной проницательности, так как Маркс обладал выдающимися исследовательскими способностями. Скорее всего, их появление вызвано тем, что он хотел быть не просто учёным, а пророком, вещающим неведомую остальным Истину. Тем не менее, едва ли какой-нибудь философ смог, создав один труд, повлиять сразу на философию, экономику, политику, историю, идеологию и ряд естественных наук. Карлу Марксу удалось именно то, чего он так сильно желал, - не просто объяснить мир, а изменить его. Возможно, он изменил его не так, как хотелось бы ему самому, ведь философскими идеями пользовались как орудием при разрушении государств и борьбе за власть, при агитации народа и его же дискриминации. Однако не представляется возможным, что в ближайшие годы Карл Маркс и его труд "Капитал" будут абсолютно забыты или окончательно развенчаны. Идеи марксизма не всегда истинны в последней инстанции, но они всё же оказались близки большому количеству людей и благодаря этому живут уже не первое столетие.

Список литературы

1. http://www.nuru.ru/philos/016.htm

2. Краткий очерк истории философии /под ред. Щербиной И/. - М.: Издательство социально-экономической литературы, 1960.

3. http://www.biografia.ru/about/filosofia50.html

4. Введение в философию: учебник для вузов в 2 ч. Ч. 1 /под ред. Фролова И./. - М.: Политиздат, 1989.

5. История философии в СССР. Т.3. /под ред. Н.И. Кондакова/. - М.: Наука, 1968.

6. http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Kapital1/kapital1-01.html#d1

7. http://www.i-u.ru/biblio/archive/marx_3/01.aspx

8. Философия: учебник для вузов/ под ред. Кононвича Л. и Медведевой Г./. - Ростов н/Д.: Феникс, 1995.

9. Маркс. К, Энгельс Ф. Сочинения. Т.23. - М.: Издательство политической литературы, 1978.

10. Всегда человек (Маркс) /сост. Лесневский С/. - М.: Молодая гвардия, 1968.