logo
История развития научной и философской мысли в Европе эпохи Просвещения

2. Основные идеи европейского Просвещения

Итак, основными идеями эпохи Просвещения были:

- культ разума и науки;

- объединение разума и природы;

- вера в преобразующую силу идей и образования;

- признание влияния социальной и естественной среды на формирование личности;

- возражение врождённых идей, признание преимущества опыта;

- переосмысление вопросов мироздания и общественного порядка;

- провозглашение "царства разума";

- стремление согласовать жизнь человека с естественными законами;

- утверждение ценности личности независимо от ее социального положения;

- провозглашение равенства всех людей (все имеют одинаковые права на счастье и свободную жизнь);

- вера в возможность воспитания гармоничной человеческой личности живущей по законам разума и природы;

- утверждение большой воспитательной роли искусства в обществе;

- стремление к общей перестройке мира ("граждане мира").

"Осмельтесь мыслить самостоятельно" писал один из выдающихся философ эпохи Просвещения Ф. Вольтер. Эта идея заложила фундамент культа разума и науки данного периода. Стремительное развитие естественных наук - химии, физики, астрономии привело к тому, что понадобились не только новые методические подходы, но и новый философский подход к стремительно растущему количеству знаний. Главной задачей стала рационализация процесса познания. При этом мыслители пытались определить, что же лежит в основе познания: чувственные ощущения или интеллект. Большинство философ, включая Р. Декарта (1596-1650) и Б. Спинозу (1632-1677), признавали первенство в процессе познания именно интеллекту, разуму, так сформировался рационализм и аналитический подход в науке. Девизом этого рационализма можно назвать изречение Р. Декарта "Я мыслю - следовательно, существую!". Целью человеческой жизни провозглашалось познание и обретение абсолютной истины. При этом наука в таких условиях, по мнению представителей Просвещения, должна была бы полностью отделиться от религии. В умеренный период преобладал деизм - вера в существование Бога, который сотворив Вселенную, более не вмешивается в ее жизнь, а в скептический и революционный периоды - атеизм. Положительной стороной этого процесса было освобождение мировоззрения многих людей от суеверий и предрассудков, а отрицательной - подрыв духовных основ общества, породивший в конечном счёте нигилизм и новые социальные проблемы.

От идеи свободного разума философы Просвещения пришли к категории "чистого" разума - нового метода мышления, который бы универсально подходил для всех наук и, выстраиваясь, на принципах разума, логики и опыта, помог бы человечеству постигнуть и подчинить природу, то есть достичь абсолютного прогресса. Конечной целью этого прогресса объявлялось полное избавление человечества от бед и страданий. Но и здесь возникли разногласия: сторонники эмпиризма (Т. Гоббс (1588-1679), Дж. Локк (1632-1704), Ф. Бэкон (1561-1626), Д. Юм (1711-1776), Д. Беркли (1685-1753)) считали чувственный опыт более важным компонентом "чистого" разума, а сторонники рационализма (Г. Лейбниц (1646-1716), Б. Спиноза, Р. Декарт) - один лишь интеллект. Но рационализм все же был популярнее, т.к. возражал наличие врождённых идей. Позже к ним прибавились иррационализм (познание через априорные способы - интуицию, инстинкт), а также сенсуализм (познание через ощущения, чувства) и трансцендентальный идеализм И. Канта (1724-1804), пытавшийся объединить в теории познании и разум и опыт. Во многом ему это удалось, и так появилась немецкая классическая философия, ставшая мостом между философией Просвещения и диалектикой XIX в.

При этом решая проблему познания данные философы, а позже Ф. Вольтер, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо и др. объединили разум и природу, то есть считали его не порождение души, а продуктом материи - деятельности человеческого мозга. Подчёркивалась глубокая связь человека с природой вообще, но при этом философия Просвещения относилась к природе то как, к хаосу, который следует изучить и подчинить себе, то наоборот, как к почти разумной самодостаточной системе, к которой человек должен приспособиться, чтобы достичь гармонии. В этом выражался один из главных противоречивых моментов "просветительских" идей.

Большие надежды в решении этих противоречий мыслители полагали на будущие поколения, поэтому придавали особое значение идеям и их передаче посредством образования. Образование и воспитание вообще занимали очень важное место в изысканиях Просвещения. Во-первых, потомку что благодаря им становилась возможной передача тех самых идей, во-вторых, потому что мыслители данной эпохи считали, что "просвещать" нужно каждого человека отдельно, каждую личность. Если знания и нравственное развитие каждого человека будет прогрессировать, то возможным станет всеобщий прогресс, человеческое сознание будет готово к принятию новых более справедливых порядков: социальной и правовой защиты разных слоёв населения, веротерпимости и терпимости к представителям других наций и т.д. Просвещение вело борьбу с предрассудками во всех их формах, насколько это было возможным для того времени.

Особенно глубоко вопросы образования изучали англичанин Дж. Локк и француз К. Гельвеций (1715-1771), которому удалось глубоко изучить психологию педагогики, в частности факторы, влияющие на формирование личности. Среди этих факторов он выделял социальные и естественные предпосылки. Если на последние повлиять сложно, то первые требуют тщательной корректировки, то есть само общество должно становиться лучше, подавая пример молодым людям. Данные теоретики педагогики утверждали, что необходимо всестороннее интеллектуальное, нравственное, физическое и трудовое образование молодого поколения. Ими отбрасывались схоластические методы, а предлагались методы наглядного воспитания, когда ученик сам через личный опыт получает знания. Большое значение придавалось искусству, как способу воспитания: развивались просветительский классицизм, просветительский реализм и сентиментализм, о чем мы напишем подробнее ниже. Среди научных дисциплин они в качестве более важных отмечали математику, физику, естественные предметы, в меньше мере гуманитарные дисциплины. Также в эпоху Просвещения предлагалось совместное обучение юношей и девушек. При этом, если Дж. Локк предлагал оставить религиозное воспитание, особенно для беднейших слоёв населения, то Д. Дидро полностью его отвергал. Большое внимание уделялось и личности учителя, который сам был обязан являться образцом просвещённого и прогрессивного гражданина. Не все эти педагогические теории были реализованы, но они во многом изменили качество европейского образования.

Подчёркивая значение социальных факторов, идеологи Просвещения призывали к коренной перестройке общества, к построению "царства разума", где люди равны по своим естественным правам, где каждая личность представляет собой высшую ценность независимо от пола, социальной и национальной принадлежности. Новый гражданин - это "гражданин мира" - носитель "чистого" разума, познавший законы мироздания и общественного порядка сугубо научным путем, а, значит, обрётший свободу, гармонию и счастье, как в социальной, так и в личной жизни. Такой человек чужд эгоизма и предубеждений (социальных, политических, религиозных), в каждом человеке он видит хорошее, с каждым может сотрудничать во благо всех. Позже эта идея заложит основу космополитизма, мировоззрения, проповедующего мировое гражданство, когда общие интересы выше частных, в т.ч. национальных. Так Ш. Монтескье (1689-1755) и Ф. Вольтер разрабатывали проекты объединения Европы, в которых можно увидеть прообраз современного Европейского Союза, что лишний раз свидетельствует о силе влияния эпохи Просвещения на все последующее исторические периоды. А "вечный мир" И. Канта с его "конгрессом", стал прообразом современных организаций, например ООН. При этом "просветители" не были противниками патриотизма, но считали, что он не должен быть фанатичным, иначе это неизбежно приведёт к войне.

Как бы там ни было, но все эти взгляды в совокупности дали миру рационализм в его современном мире с постоянным динамизмом, со стремлением к новым знаниям и достижениям, к больше эффективности и продуктивности общественной жизни, к развитию человеческой личности и совершенствованию общественных отношений. При этом выделились как чисто прагматические стороны: развитие науки и техники для развития экономика, так и идеалистические - улучшение жизни человека, достижение состояния счастья и гармонии, устранение несправедливости и страданий. В целом именно эпоха Просвещения с ее новыми идеалами и ценностями способствовала развитию того, что принято называть рыночной экономикой, хотя многие законы рынка толковались философами и экономистами того времени довольно узко, лишь с точки зрения "механистических" взглядов на спрос и предложение. Однако, все эти процессы были тесно взаимосвязаны: промышленность нуждалась в научно-технической базе, наука же - имела потребность в "финансовых" вливаниях со стороны предпринимательства. Появление капитала и свободомыслие рождали новые политические теории и способы их реализации, так были осуществлены первые революции и появились первые национальные государства, так зародился политический либерализм.

Одновременно с развитием политической жизни, экономики, философии и науки Просвещение также повлияло на развитие художественной культуры. Параллельно сформировались три основных художественных направления - просветительский классицизм, просветительский реализм и сентиментализм. Относительно в стороне стояло искусство рококо, тесно связанное с барокко.

Просветительский классицизм отличался:

- рационализмом;

- превосходством общего над личным;

- гармоничностью построения произведений;

- дидактизмом;

- влиянием античного наследия;

- мнением о необходимости служения всему обществу, делу свободы и справедливости;

- идеей изменения существующего порядка и установление вместо него более разумного и гуманного;

- сосредоточением внимания на конфликтах, возникающих вследствие столкновенья героев с несовершенным обществом;

- проблематикой произведений (актуальная, социально значимая);

- ведущими литературными жанрами - трагедии, эпопеи, оды;

- ориентацией на интересы представителей третьего сословия (всего населения, кроме дворянства и духовенства).

Представителями просветительского классицизма были: в "вольтеровском классицизме" (Ф. Вольтер, английский поэт А. Поуп (1688-1744)), в "веймарском классицизм" (немецкие литераторы И.В. Гёте (1749-1832) и Ф. Шиллер (1759-1805)), в неоклассицизме (французский поэт А. Шенье (1762-1794), итальянский поэт Д. Парини (1729-1799), немецкий писатель Ж. Поль (1763-1825)).

Для просветительского реализма были характерны:

- принцип наследования природы;

- правдивость искусства: конкретность, разнообразие фактов, взятых из реальной жизни;

- избрание в качестве главного объекта изображения - общественной жизни современников;

- изучение условий жизни людей с целью определения путей улучшения их существования;

- стремление обобщить и проанализировать свои наблюдения, найти типичное в индивидуальном;

- интерес к частной жизни людей, их быту, событиям личной жизни;

- преобладание романов, "мещанских драм", "слёзных комедий";

- утверждение в литературе активного, деятельного героя;

- введение героев - представителей третьего сословия;

- вера в духовную природу человека, его творческие возможности, способность преодолеть трудности и преобразовать себя и мир;

- внимание к проблеме воспитания человека, становлению его характера;

- идеализация героев и дидактизм произведений.

Среди представителей просветительского реализма наиболее заметны личности Д. Дидро, английских писателей Дж. Свифта (1667-1745), Г. Филдинга (170701754) и Р.Б. Шеридана (1751-1816).

Сентиментализм происходил от фр. слова "sentіment" - чувство и предполагал:

- внимание к внутреннему миру человека;

- возвеличивание чувств, подчёркнутое эмоциональное начало;

- изображение жизни человеческого сердца, как главного художественного начала;

- демократизм искусства: провозглашение ценности человеческой личности независимо от его социального положения;

- наличие философской основы сентиментализма - руссоизма (культ чувств, человеческой индивидуальности и природы);

- воспевание природы - как мудрого учителя человека, наставника в сердечных делах, воплощения гармонии и примера для наследования;

- описание жизни простых людей, трудолюбивых и добродетельных;

- простота, ясность, доступность стиля, натуральность в изображении жизненных явлений;

- преобладание в литературе повестей, романов, мелодрам.

Представители сентиментализма стали: английские писатели Л. Стерн (1713-1768) и С. Ричардсон (1689-1761), Ж.Ж. Руссо, русский историк и литератор М. Карамзин (1766-1826).

Для рококо как нового направления в культуре были характерны:

- гедонистические мотивы творчества (наслаждение жизнью);

- узкий, камерный, интимный характер творчества;

- ориентация на вкусы аристократии;

- особая изысканность, утончённость форм;

- блистательность и богатство средств художественной выразительности;

- эстетизм, праздничность, театральность, внимание к наименьшим мелочам;

- произведение искусства, которые призваны радовать и поражать зрение, слух и воображение;

- основные мотивы творчества - красота, любовь;

- преобладание анакреонтических мотивов (любовные, эротические сюжеты);

- изображение образов, явлений и событий, лишённых политического содержания;

- асимметричность, непостоянство форм и линий, стихийность, иррационализм творчества.

Рококо стало реакцией непринятия излишней строгости и аскетизма других культурных течений эпохи Просвещения. Представителями рококо в Европы были драматург из Франции П. Бомарше (1732-1799), его соотечественники Д. Дидро и Ф. Вольтер, ранний И.В. Гете и наш знаменитый соотечественник М. Ломоносов (1711-1765).

Мы не зря уделяли столько внимания влиянию Просвещения на художественную культуру, ведь это тоже как нельзя лучше демонстрирует силу данного философского течения, его влияние на умы и вкусы современников. С другой стороны здесь можно заметить очень важную тенденцию воспевания гармонии человека и природы, что крайне актуально для современности, когда обострились экологические и биоэтические проблемы.

Можно с уверенностью сказать, что эпоха Просвещения сделала в мировой культурный фонд вклад не меньше, чем эпоха Возрождения. К тому же многие выдающиеся мыслители - идеологи Просвещения были, также как мы видим и талантливыми писателями, деятелями искусства. Поэтому далее мы подробнее рассмотрим взгляды отдельных представителей эпохи Просвещения.