История философской проблемы "периодизации и типологии"

реферат

3. Основные школы и направления в западной философии культуры 19в: неокантианство, марксизм, философия жизни, фрейдизм

Неокантианство.

Расцвет неокантианства приходится на 90-е г 19в и 20-е 20в. Главные сферы изучения: гносеология, философия науки (методы научного исследования), аксиология ( о ценностях). Ценности- идеальные нормы, не зависящие от человеческих потребностей и желаний. В связи с этим формируется проблема: а где и как они существуют? Одни считали , что человек соотносит с ценностями своё восприятие тех или иных явлений, поступков. Другие- ценности не существуют, они значат. Третьи стремление к идеальным ценностям люди реализуют в ценностных благах (основных сферах культуры)-истина: наука, добро-этика, право, красота- эстетика.

Проблема исследования методов научного исследования. Методы исследования естественных и гуманитарных наук принципиально различны. Науки о природе пользуются номотетическими методами (законодательное искусство), выводящих из отдельных явлений общие законы и понятия). Науки о культуре пользуются идеографическими методами(описательными), описывающий индивидуальные, неповторимые особенности явлений культуры.

Неокантианство представлено двумя философскими школами: а) Марбургской (Г.Коген, Э. Кассирер). Они абсолютизируют кантовские положения об активности субъекта познания, который не дан ему, а задан самим человеком, т.е. в отличие от Канта разум у Когена порождает не только форму мысли, но и её содержание. Ощущения не играют в познании никакой роли, ибо сами постигаются соответствующими науками. б) Баденская школа (Вильгельм Вильдельбанд, Генрих Риккерт). Они опирались на кантовское различение разума теоретического и практического, определяя философию как всеобщую науку о ценностях. Культура, история общества - это сочетание уникальных событий по реализации ценностей. Познать историю невозможно, есть только субъективная точка зрения отдельных историков. Тем самым вносится субъективный метод познания, основанный на ценностной или целевой оценке. Гуревич П.С. Философия культуры. - М.:Гранд, 2004

Марксизм.

Карл Маркс не был культурологом, но концепция Маркса несет в себе вполне определенные культурно-философские представления. Вначале образ культуры у молодого Маркса прорисовывается через Абсолютный Дух. Но уже вскоре, он утверждает предметность человеческой деятельности, “сплавляя” воедино “материальное” и “идеальное”, образует особую структуру, по существу являющуюся носительницей культуры. Даже человеческие чувства у Маркса носят предметно-культурный характер, встроены в социальное бытие и являются результатом всей всемирной истории. Уже в ранних работах Маркса появляется “деятельная” тема, и культура понимается как “деятельность”. Маркс стремится воплотить целостное, универсальное видение человека и культуры, понятой как единство во многообразии, человеческой деятельности, утверждающей человеческое начало в мире. При этом сущность человека и культуры видится в их социальности. “Индивид есть общественное существо. Индивида самого по себе -- мыслящего, страдающего, наполненного внутренней жизнью, индивида как особого рода культурной реальности для Маркса не существует. Гуревич П.С. Философия культуры. - М.:Гранд, 2004

Философия жизни

1. Шопенгауэр. Всё существующее Шопенгауэр понимает как волю, волю к жизни. Воля понимается как универсальный феномен, а каждая сила в природе - как воля. Человек есть проявление воли, его природа поэтому иррациональна. Разум вторичен по отношению к воле.

2.Ницше. Выделял разные начала культуры:

1) аполоническое начало, 2) иррациональное начало. Гуревич П.С. Культурология. - М.: Гардарика, 2003

3. Дильтей- науки о духе- описательная психология, рациональные методы не работают.

4.Зиммель- культура- вторичное бытие, вторая жизнь.

В основе антология. Занимаются проблемами антологического статуса культуры. Каково отношение культуры к бытию, какого типа бытие представляет собой культура. В большинстве случаев представители этого направления определяют культуру как вторичное, неподлинное, иллюзорное бытие. Гуревич П.С. Философия культуры. - М.:Гранд, 2004

Психоанализ

В основе концепции фрейда- либидо (от лат. Желание, влечение, страсть). У фрейда эта психическая энергия связана с сексуальным влечением, движущая сила всей психической, социальной и культурной деятельности человека, ключ к пониманию человеческой психологии во всех её проявлениях. Три способа расходования энергии либодо: 1) желание реализуется- чувство психического удовлетворения 2) желание не реализуется- вытеснение желания в бессознательное- невроз.3) сублимация- переключение, переориентация энергии либидо на какую- либо, одобряемую обществом деятельность, не связанную с инстинктами.

Таким обрахом культура по Фрейду результат сублиации либидо. Причина кризиса культуры в непрерывном конфликте между сверх я и оно.

-с помощью сознания человек формирует своё собственное «Я» (эго);

-«оно» (ид) - бессознательная часть психики, глубинный слой, унаследованный людьми, в котором скрыты движения души, инстинкт человека.

- «Сверх - Я» (супер - эго) - культурные запреты общества (воздействующие на «Я»). Сапронов П.А. Курс лекций по теории и истории культуры. Санкт-Петербург: Союз, 2001

неокантианство фрейдизм духовный культура

Делись добром ;)