История философской проблемы "периодизации и типологии"

реферат

5. Теория локальных культур (цивилизаций) Н Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина

Первым на цивилизационные отношения взглянуть через призму не европоцентрического самосознания удалось русскому социологу Данилевскому. Он не признает понятие «человечество», реальные единицы истории- культурно-исторические типы. Главные типы культур в 19 веке: германо- романский ( европейский) и славянский (Россия и славянские народы). Славянский тип сможет сочетать в себе все 4 основы: религиозную, культурную, политическую, социальную. Он отвечает на вопрос: почему Россию не воспринимают как европейскую страну? Между Россией и Европой существует невидимая, но всеми ощущаемая граница, не географическая, а культурная.Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой культуры. - В 2-х т. Т.1. Образ и действительность. - М.: Айрис- пресс, 200

Следующим значительным событием в становлении теории локальных цивилизаций стала работа немецкого философа и культуролога Шпенглера. Как и Данилевский, решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир -- Средние века -- Новое время», Шпенглер выступил сторонником другого взгляда на мировую историю -- как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания. Главная концептуальная идея- идея множественности культуры. Он использует метод исторической морфологии, описывает уникальные особенности культур. Шпенглер выделял 7 умерших- изучающихся по остаткам культур: египетская, индийская, китайская, вавилонская, греко-римская, византийско- арабская, культура мая. 1 живая- европейская. Каждая культура существует 1000-1500лет, в основе любой заложен неповторимый пра-символ, определяющий все особенности данной культуры.

Более весомый вклад в изучение локальных цивилизаций внёс английский историк Тойнби. Религия- главный фактор выделения цивилизаций. История- процесс развития не человечества в целом, а прежде всего отдельных человеческих обществ. Стадии развития цивилизации: 1. Возникновение. 2. Рост- связан с деятельностью «творческого меньшинства». 3. Надлом- раскол среди «творческого меньшинства, революции, войны. 4.упадок- новое господствующее меньшинство, опирающееся на силу денег, оружия. 5. Разложение и гибель.

Теория вызова и ответа, говорит о том, что вызов- это природное или социальное явления, которое ставит существующую цивилизацию под угрозу. Ответ- способность цивилизации приспособиться к новым условиям и выжить.

Сорокин. История- циклическое развитие социально- культурных систем, ядром которых является определенное мировоззрение. Общество находится в процессе постоянных изменений, которые имеют определенный ритм и периодичность. Время от времени в социально- культурных системах происходят радикальные изменения мировоззрения, отсюда войны, революции, террор. Вслед за этим меняются все остальные элементы культуры. Три типа мировоззрения:

1. Чувственный- ориентирован на чувственные удовольствия

2. Идеациональный- направлен на интеллектуальное наслаждение

3. Идеалистический-мировоззрение, направленное духовность, религиозность, альтруизм. Скворцова Е.М  Теория и история культуры.- М.: ЮНИТИ, 2009

Делись добром ;)