logo
Античная и социальная философия

6. «...Люди сами делают свою историю, однако в данной, их обу-словливающей среде, на основе уже существующих действительных отношений, среди которых экономические условия, как бы сильно ни влияли на них прочие - политические и идеологические, - являются, в конечном счете, все же решающими и образуют

Проявление объективной исторической закономерности развития общества неотрывно от деятельности людей, народных масс. Общественное развитие всегда одновременно выступает, во-первых, как движущие силы человека, людей, народных масс, и, во-вторых, как деятельностные движущие силы, проявляющиеся во всесторонней деятельности человека. В том и другом заложена и проявляется субъективная сторона движущих сил общественного развития.

В чем выражается решающая роль людей и народных масс в истории, их движущая сила в развитии общества? Если именно народы творят историю, если «люди сами делают свою историю» (Ф. Энгельс), если «история вся и состоит из действий личностей» (В.И. Ленин), то как именно люди, народные массы делают историю, творя общественно-исторический процесс? Только очень приближенно можно говорить, что деятельность народных масс носит субъективный характер по сравнению с объективно-закономерным характером процесса развития истории. Народы, народные массы одновременно являются объектом и субъектом истории. Объектом - как испытывающими на себе неумолимое действие объективных закономерностей общественного развития, в рамках которых и осуществляется деятельность народных масс. Субъектом - поскольку, выражая свое сознание, волю, свободу, целенаправленность, люди, народные массы посредством сознательных действий, проявления инициативы, активности, творчества, революционной энергии не просто воздействуют на историю, но и формируют, «складывают», творят сам общественный исторический процесс. Но это есть, с одной стороны, субъективное творение в объективных обстоятельствах, а с другой стороны - формирование субъективной деятельностью таких объективных процессов, таких общественных отношений, прежде всего объективных материальных общественных отношений, которые с объективной необходимостью направляют («организуют») дальнейшие субъективные действия людей, в результате чего сама эта субъективная деятельность людей приобретает характер объективно, естественно-исторически складывающегося и развертывающегося преемственного процесса развития, изменения и смены материальных общественных отношений, способов производств, общественно-экономических формаций. В этом диалектическая сложность, своего рода диалектическая противоречивость объектно-субъектной и субъектно-объектной деятельности народных масс в истории. «Это положение - что историю делают личности - теоретически совершенно бессодержательно, - писал В.И. Ленин. - История вся и состоит из действий личностей, и задача общественной науки состоит в том, чтобы объяснить эти действия...». Дело в том, что самый первый субъективный, сознательный, свободный исторический акт людей по совместному производству себе средств к жизни посредством орудий труда привел к формированию вовсе заранее не намеченных, не запланированных ими объективных производственных отношений (объективных материальных общественных отношений), которые после этого заставили и постоянно, во все большей мере и степени стали заставлять людей прилаживать, подлаживать, подгонять (а фактически подчинять) свою субъективную деятельность под объективные требования созданных и постоянно воссоздаваемых, изменяемых, совершенствуемых людьми материальных, производственных общественных отношений.