logo
Античная философия

3. Основные идеи философии Платона и Аристотеля

Фундаментальные философские учения и традиции общественной жизни, зародившихся в античные времена, ныне является неотъемлемой частью мировой культуры. Достояние античных мыслителей заложены в основу современной мировой общественно-философской мысли. Исследование социальных учений Платона, Аристотеля и многих других античных философов имеет давнюю традицию.

В труде «Политика» Аристотель развивает свой политический идеал сквозь призму проблемы социального неравенства. Он пишет, что во всех государствах существуют три элемента: один класс - очень богат, другой - очень беден, и третий - средний. Философ называет причины, которые обусловливают крах держав и приходит к выводу, что в основу этих катаклизмов положены полярные интересы - противоречия между богатыми и бедными. Именно из бедняков и богачей одни вырастают преступниками, а другие - мошенниками. Аристотель не поддерживал власть как бедняков, лишенных собственности, так и богатой плутократии. Дабы избежать причин, которые приводят к разрушению общества, он предлагал поставить во главе государства «средний класс» и именует данную форму государства «полития». Средний класс - самый лучший, так как по условиям жизни его представители наиболее готовы следовать рациональному принципу. Общество, в котором средний класс составляет большинство, управляется гораздо эффективнее, потому обеспечивается общественное равновесие. В определенном смысле теория Аристотеля была компромиссной моделью «разумного эгоизма», которая ослабляет противоречия между двумя противоположностями.

Полития как лучшая форма государства соединяет в себе лучшие признаки олигархии и демократии и лишена их недостатков и крайностей. Полития является «средней» форме государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в человеческой натуре - умеренность, в имущественных отношениях - средний достаток, а во властных - средний класс.Философия природы в античности и в средние века / Общ. ред. П.П. Гайденко, В.В. Петров. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - С. 142

Основную причину недовольства и восстаний в государстве Аристотель видел в отсутствии равенства. Восстания или перевороты происходят вследствие нарушения относительного характера равенства и искажения принципа политической справедливости, требующего в одних случаях руководствоваться количественным равенством, а в других - равенством по достоинству. Так, демократия основывается на том принципе, что относительное равенство влечет за собой и абсолютное равенство, а олигархия следует из принципа, согласно которому относительная неравенство обуславливает неравенство абсолютное. Такие ложные представления об основных принципах, которые положены в основу той или иной формы государства, в дальнейшем вызывают междоусобицы.

Если сравнить положение свободного и раба, то увидим, что общественный строй античности основывался на политическом и экономическом неравенстве. Однако Аристотель не видел в этом проблемы, поскольку не считал рабов людьми. Проблему равенства он рассматривал исключительно на примере античного общества свободных граждан. Учение о «кастовой справедливости» Платона, «уравнительная и распределительная справедливость» Аристотеля является свидетельством противоречивых общественных процессов в античном обществе. Мнения философов этого времени являются отражением классовой дифференциации общества. Власть в обществе обычно имеют очень богатые граждане, и пользуются общественными благами, поскольку им дает на это право их, якобы им присуща, добродетель. Философия природы в античности и в средние века / Общ. ред. П.П. Гайденко, В.В. Петров. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - С. 143

Каждая отдельная вещь, по Аристотелю, есть единство материи и формы. И в отличие от идей Платона, несмотря на свою нематериальность, форма не есть некая потусторонняя сущность, извне приходит в материю. Форма есть действительность того, возможностью чего является материя, и наоборот, материя есть возможность того, действительностью чего будет форма. Так Аристотель пытался преодолеть пропасть между миром вещей и миром идей. По Аристотелю, в пределах чувственно воспринимаемого мира возможен последовательный переход от материи к сопоставимому с ней формы, от формы - к соотносительной материи. Существуют же лишь отдельные вещи - индивидуумы. Это и есть бытие. Античная философия: Энциклопедический словарь. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. - С. 37-38

Онтология. (Метафизика), по Аристотелю, призванная исследовать первые причины, или высшие начала. их четыре: во-первых, причина материальная, то есть материал, вещество, из чего изготавливается та или иная вещь, например, серебряная чаша, во-вторых, причина формальная ~ форма, образ, который набирает материал, в-третьих, причина-цель, например: жертвоприношение, определяющий форму и материал нужной для него чаши, в-четвертых, причина действенная, что создает своим действием результат, готовую реальную чашу, т.е. серебряного дела мастер. Причина материальная и причина формальная есть форма (сущность) и материя, образующие все вещи. Причина формальная - финальная - является, несомненно, основной, поскольку предоставляет вещи законченность, определенность, качество. Благодаря «собирая разборчивости» мастера, который объединяет причины, серебряная чаша становится окончательно готовым. Асмус ВФ Античная философия М., 2003. - 451 с.

Онтология и метафизика должна выяснить вопрос о причинах бытия как бытия, во всей его универсальности и тотальности. По мнению Аристотеля, бытие имеет несколько определений. Все, что не является чисто ничто, по праву входит в сферу бытия (чувственное и осознаваемое). Множественное и разнообразное по содержанию бытия Аристотель классифицирует четырьмя группами: первая - бытие как категории (или бытие в себе), вторая - бытие как акт и потенция; третья - бытие как акциденция; четвертая - бытие как истина (небытие как ложь). Категории составляют основную группу значений бытия. Категории, по Аристотелю, это не понятие, а роды, или разряды бытия и, соответственно, основные роды понятий о бытие как о сущем. Таких категорий 10: субстанция (или суть), качество, количество, отношение, действие, страдание, обладание, покой. Категория сути резко отделена от других, потому что, говоря о сути, отвечаем на вопросы: какова эта вещь (качество), велика (количество) и т.д. У Аристотеля два критерия сущности: первая - мыслимость (узнаваемая в понятии) и вторая - способность к отдельному существованию. Но эти критерии оказываются несовместимыми, ведь «только отдельное обладает самостоятельным существованием безоговорочно», но частное не соответствует критерию познания - не постигается разумом, не выражается понятием, ему нельзя дать определения. Поэтому Аристотель принимает компромиссное решение: чтобы определить критерий, под сущностью понимает не отдельную вещь (она определяющая), не род вещей (род вещей самостоятельно не существует), не качество и не количество (они самостоятельно не существуют), а то, что определяется и столь близкий к частному, что почти с ним сливается. Это и есть та сущность, которая названа в «Метафизике» сутью вещи, или сутью бытия вещей. Античная философия: Энциклопедический словарь. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. - С. 38

Вторая группа значений бытия - потенция и акт - первоначально взаимно-возлагают друг друга. Так, существует значительная разница между слепым и зрячим, который закрыл глаза. Первый безнадежно незрячий, второй имеет эту способность, но в потенции.

Третья группа ~ бытия как акциденция. Это бытие случайное непредвиденное, есть такой тип бытия, который не связан с другим бытием существенно (как, чистая случайность, что я стою, или что я слепой).

Четвертое значение бытия - бытия как истина. Принадлежит человеческому интеллекту, который рассматривает вещи как соответствующие реальности (истина) или как несоответствующие ей (ложь). Философия в систематическом изложении. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. _

Субстанция, суть бытия и потенция бытия, акт образуют предмет метафизики, в центре которой оказывается проблема субстанции (чувственной и сверхчувственной). Чувственная субстанция - композиция материи и формы, что придает основания отдельном, т.е. индивиду. Сверхчувствительный субстанция-начало, вечный двигатель, Бог. Бог для Аристотеля - чистый интеллект, «мышление в мышлении», не имеет величины, частей, неделимый, бесстрастный и неизменный. Как же Бог приводит все в движение, оставаясь неподвижным? Вечный двигатель выступает не как действенная сила (вроде той, что ведет мастера, который создает чашу из серебра), но как «causa sinalis», то есть причина цели: Бог притягивает, двигая к совершенству. Мир, по Аристотелю, не имеет начала, то есть того момента, когда был Хаос (не-Космос) не существовало. Ведь если Бог вечен, то мир всегда такой, какой есть. Бытие, как истину, изучает логика. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. Античность / Дж. Реале, Д. Антисери. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. - С. 88

Аристотель употреблял термин аналитика (от греческого analysis - решение), которые означал метод, с помощью которого добываем из некоторого выводу элементы и предпосылки и, соответственно, понимаем, насколько обоснован и оправдан. Аристотель считал, что этот прием присутствует в других умозаключениях (силлогизм), поэтому в разработанной им классификации наук логика не выделяется как отдельная область знаний, а как орган, инструмент, используемый всеми науками. С.П. Кушнаренко, Я.В. Кушнаренко. Античная философия: Учеб. пособие. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003. -

Науки Аристотель делит на три группы: первая - теоретические науки, то есть те, которые ведут поиск знания не ради него самого, _ метафизика, физика, математика, психология, вторая - практические науки, добывающих знания ради нравственного совершенствования, _ этика и политика; третья - науки производительные (творческие), цель которых - знания ради творчества, _ риторика и поэтика. Наиболее значимыми и ценными являются, по Аристотелю, науки теоретические, среди которых ведущее место принадлежит философской метафизике. Абсолютная ценность философии заключается в том, что не стремится достичь практической утилитарной цели, является самодостаточным знанием. Тут-то Аристотель остается верен платоновской традиции. Философия Аристотеля завершает период развития, который принято называть классическим. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. Античность / Дж. Реале, Д. Антисери. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. - С.89-90

Платон (427-347 гг. Н.э.) - ученик Сократа. Занимался педагогической деятельностью в Афинах, где при гимнасии Академия основал философскую школу. Свое философское учение и педагогические взгляды изложил в произведениях «Государство» и «Законы».

Платоном было выдвинуто и обосновано учение о мире идей. Согласно мнению философа, идеи представляют собой более совершенные формы бытия, где располагается человеческая душа до рождения. Мир же вещей является только тенью мира идей. Познание представляет собой припоминание душой того, что она знала во время своего существования вне тела человека. Поэтому цель жизни мудрого человека должна состоять, по мнению Платона, в развитии способности к воскрешению в ее душе врожденных идей (способности непосредственно созерцать идеи).

В своих произведениях обрисовал проект идеального государства. Все свободные граждане в его стране разделены на три группы: философы - правители; воины - защитники государства; группа ремесленников и земледельцев, трудом которых содержались две предыдущие группы. Для представителей двух высших каст Платон отрицал семью, поскольку она отвлекает их от государственных дел. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник.-- М.: Аспект Пресс, 2000.-- С. 123