logo
Античная философия

Заключение

«Античный» в переводе с латинского означает "древний". В трудах историков античным миром традиционно назывались общества Древней Греции и Рима с IX-VШ вв. до н.э. к IV-V вв. н.э. Таким образом, античный период охватывает время формирования, расцвета и гибели рабовладельческих государств Средиземноморья.

Главным источником античной философии была древнегреческая мифология. На протяжении всего своего существования она сохраняла отчетливо космоцентричный характер, т.е. в центре внимания был целостный Космос, где боги, люди, природа, составляют единство, универсум, который объясняется и осмысливается через мифы, сказания о богах, героях. Уже на мифологическом уровне у древних греков, или, как они себя называли, эллинов начало развиваться представления об объективной необходимости, независимую от воли богов - безличную Ананке-необходимости, силу судьбы.

Сократ был первым афинским (по рождению) философом, современником Демокрита. Сократ интересен не только своими воззрениями, своим учением, но и всей своей жизнью и деятельностью, так как вся его жизнь явилась воплощением его учения. Благодаря Сократу было осуществлено осознание места философии в обществе. Он первым пришел к выводу о том, философия - это деятельность по осмыслению, осознанию и определению отношения человека к окружающей действительности. Философ - это человек, меняющий свое отношение к миру в соответствии с различными изменениями обстоятельств бытия.

Фундаментальные философские учения и традиции общественной жизни, зародившихся в античные времена, ныне является неотъемлемой частью мировой культуры. Достояние античных мыслителей заложены в основу современной мировой общественно-философской мысли. Исследование социальных учений Платона, Аристотеля и многих других античных философов имеет давнюю традицию.

Онтология, по Аристотелю, призвана исследовать первые причины, или высшие начала. их четыре: во-первых, причина материальная, то есть материал, вещество, из чего изготавливается та или иная вещь, например, серебряная чаша, во-вторых, причина формальная ~ форма, образ, который набирает материал, в-третьих, причина-цель, например: жертвоприношение, определяющий форму и материал нужной для него чаши, в-четвертых, причина действенная, что создает своим действием результат, готовую реальную чашу, т.е. серебряного дела мастер.

Науки Аристотель делит на три группы: первая - теоретические науки, то есть те, которые ведут поиск знания не ради него самого, _ метафизика, физика, математика, психология, вторая - практические науки, добывающие знания ради нравственного совершенствования, _ этика и политика; третья - науки производительные (творческие), цель которых - знания ради творчества, _ риторика и поэтика.

Платоном было выдвинуто и обосновано учение о мире идей. Согласно мнению философа, идеи представляют собой более совершенные формы бытия, где располагается человеческая душа до рождения. Мир же вещей является только тенью мира идей. Познание представляет собой припоминание душой того, что она знала во время своего существования вне тела человека. Поэтому цель жизни мудрого человека должна состоять, по мнению Платона, в развитии способности к воскрешению в ее душе врожденных идей (способности непосредственно созерцать идеи). В своих произведениях обрисовал проект идеального государства.

Список использованной литературы

1) Античная философия: Энциклопедический словарь. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. - 896 с.

2) Асмус В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. - 3-е узд., учеб. - М.: Высшая школа, 1998. - 400 с.

3) Асмус ВФ Античная философия М., 2003. - 451 с.

4) Кривцун О.А. Эстетика: Учебник.-- М.: Аспект Пресс, 2000.-- 434 с.

5) Лосев А.Ф. Дерзание духа. - М.: Политиздт, 1988. - 366 с. - (Личность. Мораль. Воспитание)

6) Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. Античность / Дж. Реале, Д. Антисери. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. - 336 с

7) С.П. Кушнаренко, Я.В. Кушнаренко. Античная философия: Учеб. пособие. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003. - 58 с

8) Философия в систематическом изложении. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. - 440 с. _ (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»).

9) Философия природы в античности и в средние века / Общ. ред. П.П. Гайденко, В.В. Петров. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 608 с.

10) Целлер Э. Очерк истории греческой философии / пер. С.Л. Франка. - Спб.: «Алетейя», 1996. - 295 с.