Любовь как смысл человеческого существования

реферат

2.1 Истоки зарождения и эволюция понятия любви

Истоки зарождения понятия любви восходят еще к античным временам. Так, древние философы не сомневались в могуществе и силе любви. Однако она считалась неким вселенским даром, космическим чувством, способным порождать в равной степени как добро, так и зло. Любовь рассматривалась как универсальный космический процесс, в котором человек участвует, но не играет решающей роли, нежели как факт личной жизни. Брак же мужчины и женщины рассматривался как соединение двух противоположных полисов (по аналогии с процессами, происходящими в природе, где каждое явление считалось либо мужским, либо женским началом, а их соединение - гармонией). Причем каждый из полисов выполнял свою функцию, откуда и произошла идея о неравенстве мужчины и женщины в любовных отношениях. И уже тогда философы пытались определить природу любви. Например, у Аристотеля понятие любви скорее плотское, он относил это чувство к одной из первичных энергий человеческого тела. Платон же в своём трактате «Пир» вводит существенно иную формулировку- утверждение связи любви и познания. Любовь у него - процесс непрерывного движения. Платонический эрос - есть эрос познания.

В христианстве любовь превратилась в бескорыстную добродетель, связанную с верой и надеждой. Отсюда евангельский императив «Возлюбите!», который теряет смысл, если мы сводим любовь к спонтанно возникшей симпатии. Большое распространение имеет формула «Бог есть любовь».

По-своему понимали это чувство суфийские философы и литераторы Персии и Арабского востока во времена Средневековья. Так, в поэзии Омара Хайяма и Алишера Навои любовь в духе суфийской традиции отождествляется с вином. Вино, наливаемое в сосуд, то есть в бренную человеческую оболочку, наполняет людей духовной составляющей, диалектически вводя понятие любви к Богу.

Эпоха Ренессанса стала переходным этапом между философией христианства и Нового времени. Для этого периода характерны попытки вернуть эротической любви ее права, притесненные божественным авторитетом. Стремление к получению наслаждений, названных проявлениями человеческой Природы, рассматривалось в качестве основного смысла любви. Через труды Марсилио Фичино, Франческо Каттани, Джордано Бруно и других развивалось течение неоплатонизма. В основе этой любовной философии находится учение о красоте. Природа любви есть стремление к красоте. Эта концепция связывала этику и эстетику и оказывала значительное воздействие на искусство эпохи Возрождения.

Любовь в европейской куртуазной рыцарской субкультуре была связана с культом Прекрасной Дамы, где и сформировалось представление о любовной клятве. Здесь любовь из простой симпатии превращается в решимость, требующую немалой силы воли для преодоления преград, появляющихся на пути любви. Под влиянием христианства зародилась идея о единственной любви.

Эпоха Нового времени, впитав в себя опыт предыдущих исторических этапов развития человеческой мысли, породила целую плеяду философов, каждый из которых высказал свою оценку сущности любви между мужчиной и женщиной. Каждая из философских концепций глубоко индивидуальна, однако их всех объединяет общая идея антропоцентризма, ставшая ведущим мотивом всей идеологии Нового времени.

Бурное развитие естествознания в XVII веке, связанное с зарождением капитализма, а также целый ряд открытий в различных областях наук, которые разбивали античные и средневековые представления о мире, не могли не оказать воздействия на философию своего времени, в котором происходит решительный разрыв с религией, крах церковных догм и падение авторитета церкви. В центре внимания философии Нового времени человек с его естественным стремлением к добру, счастью, гармонии, то есть полностью отрицается средневековая идея об изначальной греховности людей. Философии Нового времени присущ гуманизм и антропоцентризм.

Проблема «божественной любви» уходила на задний план, «любовь земная» все прочнее занимает свои позиции. Особенно ярко это проявлялось во французском обществе, которое в последние десятилетия перед революцией отличалось легкомысленным и фривольным отношением к этому чувству. В придворных и аристократических кругах оно превращалось в изощренное искусство флирта, бездушное и бессердечное. Сама любовь и верность стали нечто старомодным, их заменило мимолетное увлечение. Любовь века рококо - это уже не любовь, а скорее подражание ей.

В XX веке любовь постепенно становится предметом строгого научного изучения. Взаимосвязь между любовью и сексуальностью лежит в основе работ Зигмунда Фрейда. Любовь по Фрейду - иррациональное понятие, из которого исключено духовное начало. Любовь в теории сублимации, разработанной Фрейдом, низводится к первобытной сексуальности, являющейся одним из основных стимулов развития человека.

Впоследствии были предприняты попытки развития теории Фрейда и перехода от исключительно биологического описания к социальной и культурной составляющим как к основам явления. Это новое направление, зародившееся в США, было названо неофрейдизмом. Одним из лидеров неофрейдизма считается психоаналитик Эрих Фромм.

В новейшее время осуществляются попытки дать определение любви с точки зрения биохимии. Например, открытие нейрохимического вещества- окситоцина или, как его еще называют, «гормон любви» или «гормон доверия», вызывающего чувство любви и притупляющего страх. Или в подведение научной базы под существование «вечной любви», когда уровень допамина (гормона удовольствия жизнью) одинаков и у старожилов любви, и у только что полюбивших.

Делись добром ;)