Методология научного познания

курсовая работа

2.1. Метод и методология

Деятельность людей в любой ее форме (научная, прак-тическая и т. д.) определяется целым рядом факторов, Конеч-ный ее результат зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Это и есть проблемы метода.

Метод (греч. -- способ познания) -- в самом широком смысле слова -- "путь к чему-либо", способ деятельности субъекта в любой ее форме.

Понятие "методология" имеет два основных значения:

система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искус-стве и т. п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

История и современное состояние познания и практики убедительно показывают, что далеко не всякий метод, не любая система принципов и других средств деятельности обес-печивают успешное решение теоретических и практических проблем. Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должен быть истинным.

Основная функция метода -- внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преоб-разования того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия.

Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной зада-чи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности.

Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если пра-вильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчай-шим путем. Истинный метод служит своеобразным компасом, по которому субъект познания и действия прокладывает свой путь, позволяет избегать ошибок.

Ф, Бэкон сравнивал метод со светильником, освещаю-щим путнику дорогу в темноте, и полагал, что нельзя рас-считывать на успех в изучении какого-либо вопроса, идя лож-ным путем. Философ стремился создать такой метод, который мог бы быть "органоном" (орудием) познания, обеспечить че-ловеку господство над природой.

Таким методом он считал индукцию, которая требует от науки исходить из эмпирического анализа, наблюдения и эк-сперимента с тем, чтобы на этой основе познать причины и законы.

Р. Декарт методом называл "точные и простые прави-ла", соблюдение которых способствует приращению знания, позволяет отличить ложное от истинного. Он говорил, что уж лучше не помышлять об отыскивании каких бы то ни было истин, чем делать это без всякого метода, особенно без де-дуктивно-рационалистического.

Проблемы метода и методологии занимают важное ме-сто в современной западной философии -- особенно в таких ее направлениях и течениях, как философия науки, позити-визм и постпозитивизм, стуктурализм и постструктурализм, аналитическая философия, герменевтика, феноменология и в других.

Каждый метод -- безусловно важная и нужная вещь. Однако недопустимо впадать в крайности:

а) недооценивать метод и методологические проблемы, считая все это незначительным делом, "отвлекающим" от настоящей работы, подлинной науки и т. п. ("методологичес-кий негативизм");

б) преувеличивать значение метода, считая его более важ-ным. чем тот предмет, к которому его хотят применить, пре-вращать метод в некую "универсальную отмычку" ко всему и вся, в простой и доступный "инструмент" научного открытия ("методологическая эйфория"). Дело в том, что "... ни один методологический принцип не может исключить, например, риска зайти в тупик в ходе научного исследования".

Каждый метод окажется неэффективным и даже беспо-лезным, если им пользоваться не как "руководящей нитью" в научной или иной форме деятельности, а как готовым шаб-лоном для перекраивания фактов.

Главное предназначение любого метода -- на основе со-ответствующих принципов (требований, предписаний и т. п.) обеспечить успешное решение определенных познавательных и практических проблем, приращение знания, оптимальное функционирование и развитие тех или иных объектов.

Следует иметь в виду, что вопросы метода и методоло-гии не могут быть ограничены лишь философскими или внутринаучными рамками, а должны ставиться в широком социо - кулътурном контексте.

Это значит, что необходимо учитывать связь науки с производством на данном этапе социального развития, взаи-модействие науки с другими формами общественного созна-ния, соотношение методологического и ценностного аспектов, "личностные особенности" субъекта деятельности и мно-гие другие социальные факторы.

Применение методов может быть стихийным и сознатель-ным. Ясно, что только осознанное применение методов, ос-нованное на понимании их возможностей и границ, делает деятельность людей, при прочих равных условиях, более рациональной и эффективной.

Делись добром ;)