logo
Античная философия

14. Неоплатонизм

Великий оригинальный философ античной традиции -- родоначальник римского неоплатонизма Плотин (205--270 гг.) формулирует учение о едином как о первоначале всего сущего, которое выше сущего и находится «за пределами сущности» (т. е. трансцендентно). Вся сфера бытия, выражающаяся в последовательности, ум -- душа -- Космос, оказывается лишь проявлением, осуществлением первоначала, тремя его ипостасями: ум и душа -- осуществление единого в вечности, Космос -- во времени. Единое именуется Плотином благом и сравнивается с солнцем, ему противостоит темная и лишенная вида материя -- принцип зла, провоцирующий высшее к переходу в низшее (ум отпадает от единого, душа -- от ума, а наиболее дерзкая часть души прозябает в растениях). Заметим, что Аристотель тоже признавал существование растительной души, наряду с душой животной и разумной, и лишь разделяемая душа трактовалась им не зависящей от тела и способной после смерти тела сливаться с мировым разумом. Естественно, сфера бытия у Плотина структурирована: ум -- это истинно сущее, первичные сущности, в уме мысль и предмет мысли совпадают; сфера истинного бытия всегда открыта для души -- стоит лишь уметь повернуться к себе самому, познать собственную природу. Такому миру противостоит Космос, находящийся, в отличие от вездесущего ума, в определенном месте, он вечно движется, вращаясь по кругу, и в нем вечно происходит рождение и гибель, в том числе вечное истребление животных и людей, вечные войны и убийства, и все вещи мира -- лишь подобия (материальные) тех первообразов, творящим умом без посредства орудий и «в материи, которая не отличается от него самого». Зло в мире Космоса вечно и неизбежно, но душа относится к Космосу как к тетраэдру: ведь ее истинное пристанище -- «всегда рядом с нами». Очищение -- вот, по Плотину, средство освобождения души от телесного, от преходящих земных интересов и возвышения ее до Божественного.

После Плотина все течения общественной мысли пронизывает мистицизм -- суеверия и служащие им культы как восточные, так и христианство. Прокл (410-485 гг.) завершает развитие античного неоплатонизма, оставив после себя последовательно - в отношении ума, души и Единого -- развитый метод триадического построения и изложения; все в мире богов, в Космосе и в философии развивается, согласно Проклу, по триадам, а именно: первый момент триады - пребывание в себе (причина неделимое единство, потенция, отец), второй момент -- выступление из себя (эманация за свои пределы, переход во множество, начало делимости, мать, энергия), третий момент -- возвращение от инобытия обратно в себя (возвращение в расчлененное единство, в эйдос или единораздельную сущность); в триаде Прокла развитие понимается как регрессивное. Творчеством Прокла завершается античная философия: в 529 г. декретом императора Юстиниана закрыта Платоновская Академия в Афинах, что формально означало прекращение более чем тысячелетнего восхождения античного духа к самому себе.