logo
Античные ученые о влиянии природы на человека и их взаимодействии

Страбон

Страбон - древнегреческий историк и географ. Много путешествовал. Автор "Географии" (17 книг), являющейся итогом географических знаний античности, и "Исторических записок" (до нас не дошли).

Страбон родился в 63 году до н. э. в Амасии, расположенной в ста километрах от южного берега Черного моря, на дороге, ведущей к Средиземноморью. Именно здесь, перебравшись с острова Крит, поселились родители Страбона. О своем отце писатель ничего не сообщает. Подробно рассказывая о родственниках со стороны матери, Страбон стремится подчеркнуть знатность своего рода. Сильное влияние на формирование будущего географа оказал основатель школы стоиков философ Зенон, живший за два века до Страбона. Природа не наделила его ярким талантом писателя, способностью к оригинальному мышлению, сила его была - в скрупулезности, умении собирать и обобщать факты, всесторонней образованности - в том, что принято называть энциклопедичностью. Страбон решил подробно рассказать обо всех частях известного в ту пору "круга земель". Готовился он к этому труду всю жизнь: много странствовал по свету, предпочитая довериться своим глазам, если представлялась возможность. В эпоху Страбона римляне строили великолепные дороги. Они тщательно планировались, их покрывали гравием или мостили, снабжали кюветами. Основная магистраль вела из Британии через всю Европу в Иллирию (на Балканах), затем в Малую Азию, Сирию - до Индийского океана. Другой путь шел из Кадиса через Пиренеи, Галлию и Юрские горы к Виндобоне (Вене). 90 тысяч километров главных и 150-200 тысяч километров второстепенных трасс - то, что оставили римляне в наследство средневековой Европе и Византии.

Туризм становился привычным и модным. Особые бюро предоставляли желающим указатели, справочники, путеводители. Географические карты изображались на стенах, одна из таких карт украшала стену римского дворца. Походные же справочники приобретали иногда довольно неожиданную форму, - например, серебряного сосуда, украшенного маршрутом от Гадеса (Кадиса, на юге Испании) до Рима с указанием всех промежуточных станций и расстояний между ними. Нет сведений о том, что "семь чудес света" являлись целью путешествий и входили в специальный маршрут. Но в отдельности то или иное "чудо" старались посмотреть многие. И Страбон не составил исключения. Предполагается, что в его эпоху твердо знали, что "чудес" действительно семь. Впервые их назвали так еще в III веке до н. э.

Страбон поведал о пяти сооружениях, удостоенных звания "чудес света". Садов в Вавилоне в ту пору уже не существовало. Статуе Зевса Олимпийского, созданной Фидием в 30-х годах V века до н. э., он уделил немало хвалебных строк, но не аттестовал ее как "чудо света", как и храм Артемиды Эфесской, и Фаросский маяк, которые видел воочию. Он сообщает только, что мыс острова Фароса - "это скала, омываемая морем; на ней находится удивительная по своей архитектуре многоэтажная башня из белого мрамора. Башню эту принес в дар Сострат из Книда, друг царей, ради спасения мореходов, как гласит надпись". Чуть подробнее поведал Страбон об Артемисионе - храме Артемиды в Эфесе, перечислив, кем, как и на чьи средства строилось это святилище, и лишь мимоходом упомянув имена архитекторов и печальной памяти Герострата.

Предполагают, что Страбон не хотел писать об общеизвестном, особенно если это не было связано с чисто географическими задачами.

Страбон не раз бывал в Египте. По его описанию Александрии можно и сейчас без труда составить план города. Далее о маршруте своего следования он сообщает, что "когда Элий Галл был префектом Египта, я поднялся по Нилу и состоял в его свите вплоть до Сиены и границ Эфиопии". Маршрут не отличался новизной. Тысячи путешественников, устремлявшихся в страну фараонов, двигались тем же путем по узкой долине Нила. Из Александрии дорога вела к Канопу (близ современного Абукира), с которым ее связывал двадцатикилометровый канал. В Канопе Страбона заинтересовал храм Сераписа, где усыпляли больных, чтобы те во сне получили от оракула указания о способах своего исцеления. Из Канопа часть туристов отправлялась дальше на юг - к Гелиополю. Там кончалась дельта, и начинался собственно Нил. Мемфис - озеро Мерида - Абидос - Фивы - Сиена - острова Элефантина и Филе.

В Мемфисе - самой древней столице Египта - Страбон мимоходом упоминает о единственных уцелевших свидетелях его истории - пирамидах, а затем переключает свое внимание на священного быка Аписа, который, по египетским верованиям, считался воплощением бога Пта.

Близ Мемфиса, у Мерридова озера находилась удивительная постройка, возведенная в XIX веке до н. э. фараоном Аменемхетом III. Из всех исследователей, писавших о лабиринте, Страбон - единственный, кто раскрыл политический смысл этого загадочного дворца. Огромный лабиринт символизировал весь Египет, объединенный властью фараона, связывающей народ и государство в одно целое. Страбон обошел и изъездил Каппадокию и Фригию (в Малой Азии), побывал в горах Тавра и у подножия Кавказа, на берегах Ионии (в Эфесе), на Кикладских островах, в Коринфе. Семнадцатая книга "Географии" больше напоминает путевой дневник, чем научное сочинение. Она содержит подробности, которых больше нет ни у одного античного автора. Самые интересные и достоверные части труда Страбона - те, которые написаны им как очевидцем.

«География» Страбона в некоторых частях указывает на взаимодействие природы и человека. «…Польза географии в малозначительных делах очевидна, например в охоте. Охотник будет более удачлив на охоте, зная особенности и величину лесного пространства. Равным образом только тот, кто знаком с местностью, может успешно устроить лагерь, засаду или быть проводником. …Персы и ливийцы, предположив, что проливы не имеют выходов, не только подверглись великой опасности, но даже оставили памятники своего неразумия; ибо персы соорудили могильный холм на Еврипе близ Халкиды в честь Салганея, которого они умертвили якобы за то, что он изменнически провел их флот от Малиакского залива к Еврипу; ливийцы же воздвигли памятники в честь Пелора, казненного ими по той же причине. И Греция была покрыта обломками кораблей во время похода Ксеркса. …Но были и счастливые случаи, когда удавалось достичь успеха благодаря знакомству с местностью. Например, говорят, Эфиальт, показав персам горную тропинку в Фермопильских теснинах, отдал в руки персам отряд Леонида и провел варваров внутрь Греции южнее Фермопил». Страбон указывает на то, что знание природы помогает человеку в некоторых добиваться требуемых результатов. Если вспомнить, подвиг 300 спартанцев, то при подготовке к походу царь Леонид выбрал именно Фермопильский переход. Он говорил, что не количество воинов окажут значительное влияние, а то, как они сумеют использовать рельеф Греции. Так греки, зная особенности своей страны, умело использовали ее природу для ведения боевых действий против агрессоров. Это один из примеров, как человек взаимодействует с природой и придает ей большое значение в своей деятельности.

Страбон в своей географии описывает различные области земли, знакомых в то время грекам. Его описания носят страноведческий характер. В книге II 5 главе, он четко указывает, как природа влияет на человека, хотя описание не сводится собственно к тому, как природа влияет на человека. «…Начинать описание следует с Европы, потому что она не только являет разнообразие формы, но и удивительно приспособлена природой для усовершенствования людей и государственных форм, а также потому, что она передала и другим частям света большую часть своих собственных благ и целиком удобна для обитания, за исключением незначительной области, необитаемой из-за холода. Последняя область граничит со страной кочевников, обитающих в кибитках в области Танаиса, Меотийского озера и Борисфена. Из обитаемых частей Европы холодная и гористая области представляют природные трудности для жизни, однако даже бедные области, прежде населенные лишь разбойниками, становятся культурными, как только получают хороших правителей. Например, хотя греки и населяли гористые и скалистые области, однако жили счастливо, заботились о государственных учреждениях, об искусствах и вообще, о жизненной мудрости. Римляне, подчинив своему владычеству много племен от природы диких в силу условий местностей, потому что это были скалистые местности, лишенные гаваней, холодные или по какой-либо другой причине неудобные для обитания большой массы населения, таким образом, не только заставили народы, до сих пор разобщенные, вступить в общение друг с другом, но и научили даже более диких цивилизованной жизни. Вся равнинная часть Европы, расположенная в умеренном климате, находит в природе в этом смысле помощницу; но так как в стране, наделенной природными благами, население миролюбиво, а в бедной стране, напротив, все служит тому, чтобы сделать людей воинственными и храбрыми, то оба эти рода стран получают взаимные выгоды, ибо последние помогают оружием, а первые земледельческими продуктами, искусствами и воспитанием характера. Ясен и взаимный вред, если они не помогают друг другу; тогда сила тех, у кого в руках оружие, будет иметь некоторый перевес, если только ее не преодолеет численность. В данном отношении этот материк имеет некоторое природное преимущество; ведь он испещрен равнинами и горами так, что на всем протяжении его земледелие и цивилизованная жизнь сочеталась с воинственностью; но из двух слоев населения [земледельцев и воинов] более многочисленному свойственно мирное настроение, поэтому он господствует над всеми, причем народы-властители - сначала греки, а затем македоняне и римляне - содействовали укреплению мира. В силу этого среди других стран в отношении войны и мира Европа является более независимой; ведь в ней много воинственного населения, а также земледельцев и стражей городов. Она замечательна и тем, что сама производит все наилучшее и необходимое для жизни, а также все полезные металлы; ароматические вещества и драгоценные камни из чужих краев ей приходится ввозить - предметы, недостаток которых делает ничуть не хуже, чем их обилие. Много в Европе различных пород домашнего скота, дикие же звери редки. Таков в общих чертах этот материк по своей природе.

В описание Европы мы видим, как природа оказывает влияние на характер народов. Взаимодействие между народами также происходит из-за условий природы. То как природа оказывает влияния на занятия людей хозяйством можно увидеть из описания Карфагена. «…Карфагенская область обширна, к ней примыкает страна номадов; наиболее известные из них называются масилиями и масесилиями. Вся область от Карфагена до Столпов отличается плодородием; в ней много диких зверей, как и во всей внутренней, части материка. Поэтому вполне допустимо, что некоторые из этих народностей названы номадами, потому что в древности они не имели возможности заниматься земледелием из-за множества диких зверей. Современные номады не только отличаются охотничьим искусством (римляне будучи любителями борьбы с дикими зверями, поощряют это их искусство), но т превосходят других как в охоте, так и по части земледелия. Вот что я могу заметить относительно этого материка.

Занимаясь, каждый раз страноведческим описанием, Страбон описывает народы, обычаи и их культурные особенности исходя из того, какие природа создала условия для человека. Таким образом, из его труда мы видим, что в ту пору человек знал о влиянии на него природы, и то как он от нее зависит, поэтому старался во многом следовать ее законам, это видно не только из того, каким видом деятельности занимался человек, но и как проявлялось его отношение к ней. Это связано с тем, что у народов существует много культов и поклонений богам плодородия и скотоводства.