logo
Общество как объект социальной философии

3. Проблема сознания

В буквальном смысле «сознание» означает совокупность знаний, которыми люди пользуются совместно, благодаря чему они составляют общество как развивающую систему. Пользоваться общими для всех знаниями люди могут благодаря социальной памяти, которая является непосредственным носителем сознания.

Социальная память есть система форм и средств внегенетического накопления, хранения и распределения информации, как в пространстве, так и во времени. Сознание отдельной личности развивается в той мере, в какой он овладел содержанием социальной памяти, научился оперативно пользоваться ее подсистемами в качестве источников нужной информации и пополнять их собственными достижениями.

Структура социальной памяти, ее функциональное значение и роль в жизни общества представлены. в центре схемы дана информационная структура мозга мыслящей личности, внизу - механизм материально-преобразующей, производственной и экспериментальной деятельности, а вверху - взаимодействие с социальной памятью, обеспечивающее информационные связи с предками и потомками. Мозг личности обеспечивает «живую» компоненту социальной памяти, тогда как внешняя память людей развивается на базе информационной техники с использованием технических достижений во всех сферах развития духовной культуры. Связующим звеном между внутренней и внешней памятью является язык. Письменный язык является стол же древним, как и устный, а может еще древнее, если отнести к языку древнейшие коды, несущие из глубин палеолита фундаментальную метрологическую информацию. Примеры таких информоносителей даны; конкретный анализ закодированных в них фундаментальных знаний и мерах пространства, времени и частоты, дается в новейших работах автора, опубликованных в научных журналах после 2000 г.

Развитие сознания началось с освоения простейших понятий, определяемых путем измерений и фиксирующих смысловое значение во внешней памяти в виде числовой информации. Отсюда проистекает культ числа, который по существу является культом человека разумного. Полноценные понятия имеют три значения символа: смысловое, предметное и прагматическое. Прагматическое значение обеспечивается функционированием живой памяти конкретных людей.

Сознание современного человека развивается неограниченно благодаря обогащению социальной памяти все более точной, богатой и полной информации о мире, получаемой путем измерительного эксперимента. Особенно заметно это видно на примерах исследования космоса, микромира и самого человеческого мозга.

Информационное взаимодействие социальной памяти с творческой личностью на отдельных стадиях развития научной мысли, особенно на стадиях эксперимента.