logo
Античный атомизм Левкиппа, Демокрита и Эпикура

2. Атомизм Демокрита

Демокрит происходит их знатного семейства, которое проживало в Абдерах. Он унаследовал большое имение и смог посвятить себя науке.

Существуют предания, что Демокрит учился у халдейских магов, что остались в Абдерах благодаря персидскому царю Ксерксу.

Также Демокрит был учеником Левкиппа и учился у Анаксагора.

Демокрит много путешествовал. Он преследовал цель - знакомство с идеями мыслителей других стран. Источники утверждают, что он посетил Египет, Персию, Вавилон и некоторые области вокруг Красного моря. За время этих путешествий у Демокрита углубились знания по астрономии, математике, естествознанию.

Труды Демокрита представляют собой как некое энциклопедическое познание того времени. Диоген Лаэртский приводит более 70 работ Демокрита по этике, математике, физике, риторике, музыке, астрономии и др.

Демокрит разделял учение Левкиппа об атомах и пустоте. К характеристикам атомов Демокрит добавил еще величину.

Демокрит утверждал, что атомы бесконечны, если речь идет об их числе и величине и формах. Также он утверждал, что и материя бесконечна.

Качественно новым в античном мышлении являлось понимание Демокритом бесконечности, несотворенности и неуничтожимости вселенной, а также убежденность в существовании множества миров, которые возникают и гибнут. Демокрит говорил, что нет различий между нашим миром и другими мирами, кроме того, что наш мир находится в расцвете.

Демокрит совершенно новым способом решает вопрос об отношении движения и материи. Он считал, что движение присуще всем атомам в естественном состоянии. Так же Демокрит считал, что атомы неделимы и из-за плотности тела они движутся в пустоте, в которой нет ничего. В этой пустоте атомы сталкиваются друг с другом и соединяются. Из этого столкновения возникает все то, что мы сейчас видим. Движение является основным источником развития.

У Демокрита, как и других атомистов, речь идет о механическом движении. Движение является основным способом существования атомов.

Понимание мира у Демокрита связано с принципами его учения о бытии и его пониманием отношений между явлениями. Все в сущности определено механическим движением атомов. Поэтому в системе Демокрита нет для существования каких-либо «случайностей». Они объясняются незнанием причин определенного явления. В системе Демокрита все возникает по необходимости. Эту необходимость он называл вихрем. Демокрит переводил все то, что использует природа, к необходимости.

Остаются проблемными воззрения Демокрита по поводу познания. Это случается по тому, что сведения, которые доходят до нас иногда противоречат друг другу. Однако ясно одно, Демокрит отбросил негативное отношение к чувственному познанию. Значение чувственного познания можно оценить, если рассмотреть его концепцию образов. Образы возникают между вещью и органом чувств, который ее воспринимает. Этот образ попадает, как некий оттиск, в соответствующий орган чувств.

Демокрит и Левкипп придавали большое значение чувственному познанию, видели в нем основную предпосылку для дальнейшего познания.

Однако, Демокрит раскрыл также значение и функции рационального познания. Демокрит считал, знание, которое получено при помощи рассуждения является подлинным, достоверным, а знание, которое было получено при помощи чувственных восприятий, он называл темным и непостоянным. Следуя из этого, можно сказать, что Демокрит выделял несколько ступеней познаний, первой ступенью являлось чувственное познание, которое давало нам информацию об окружающем мире, а второй ступенью являлось рациональное познание, которое позволяло подойти к познанию истины.

Роль, отводимая разуму Демокритом, не противоречит его материалистической ориентации. Также разум является частью души. Душа является совокупностью самых легких атомов, которые имеют шаровидную форму.

Такие суждения привели Демокрита к атеизму. Он дает материалистическое объяснение возникновения богов. Оно заключается в том, что когда люди не могли объяснить какие-либо явления, они полагали, что боги являются сутью этих явлений.

Помимо этого, Демокрит занимался физикой, математикой, риторикой, этикой, астрономией.