Понятие имени. Содержание и объем имени

контрольная работа

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИМЕНИ

Имя - выражение языка, обозначающее предмет или множество, совокупность предметов. При этом “предмет” понимается в самом широком, обобщенном смысле слова. .[1] Предметы - это деревья, животные, реки, озера, моря, числа, геометрические фигуры, отдельные люди, их группы, организации и т.д.

Элементарная осмысленная единица языка - слово. Будучи знаком, оно имеет смысл, если обозначает некоторую реальность независимо от того, является эта реальность объективной или нет.

Значительную часть выражений языка составляют имена, используемые для обозначения отдельных или сходных предметов. Под предметом в логике понимают не только материальные объекты, обладающие пространственно-временными характеристиками, но и отдельные свойства, отношения, процессы, явления, события, научные абстракции, общие представления, чувственные образы, продукты человеческой фантазии и т.д. Предмет в логике - это предмет мысли.

Характер некоторого предмета, его особенность определяется присущим ему набором свойств и отношений, которые называются признаками. Признаки - это все то, в чем предметы сходны между собой или чем они отличаются друг от друга.[2]

Из вышесказанного стало понятно, что понятие отличается от слов, обыденных представлений об определениях. Чтобы охарактеризовать сущность понятия в логике необходимо найти различия между понятием и всем остальным.

Первое, что отличает понятие от слова или выражения, - это однозначность, четко заданный смысл. Слова часто имеют шатко определенные смысловые границы, к тому же еще и зависящие от предметной области. Многие слова имеют вообще по несколько значений. Для логики подобное обращение со словами недопустимо. В каждое понятие должно быть вложено одно единственное значение, оно должно соответствовать только одному предмету или одному классу предметов. В противном случае, понятие не сможет выполнить свои логические функции. Причем приложимость понятия к целому классу в теоретическом отношении важнее. Если бы однозначность всегда выражалась в соответствии понятия только одному единственному предмету, явлению, свойству, признаку, если бы абсолютно для каждого из них требовалось бы вводить свое отдельное понятие, то тогда не существовало бы обобщения и логика со всеми своими понятиями потеряла бы всякий смысл. [3]

Понятия потому и необходимы, что они сокращают нашу речь, а следовательно, и мышление. Они полезны тем, что охватывают множество однородных предметов. Но при этом границы самого данного множества должны быть заданы определенно. В них нельзя включать то, что к делу не относится. Только тогда, когда осмысливаемая группа предметов выделена строго и однозначно, можно говорить о применении к соответствующему им понятию правил и процедур, разработанных в логике.

Обозначение предметов требует выделения в них каких-то определенных признаков, которых в любой вещи бесконечно много. Поэтому при образовании понятий абстрагирование и идеализация обязательны. Как правило, в учебной литературе говорят о выделении существенных признаков, оставляемых в содержании понятия. В общем-то, это правильно в том смысле, что к этому надо стремиться. Но надо помнить, что выделение именно существенных признаков, свойств, черт не всегда выполняется на деле, а иногда неосуществимо вообще. Сущность тех или иных предметов, процессов, явлений определяется наукой, да и тут нередки неразрешимые споры. На практике нам чаще всего достаточно указать на признаки, по которым обсуждаемые предметы или явления однозначно отличаются от всего остального, так, чтобы при назывании не данной вещи возникло путаницы. Наряду с существенными признаками вполне допустимо поэтому использование при формировании понятия также признаков, достаточных для отличия; они позволяют задать предмет достаточно однозначно, чтобы его можно было не спутать с другими, хотя они могут не быть существенными для. На практике использование именно таких признаков для образования понятий встречается даже чаще. Обращение к сущности характерно и неизбежно для научных текстов и рассуждений. За пределами научного знания чаще всего обходятся без них.

Только тогда, когда осмысливаемая группа предметов выделена строго и однозначно, можно говорить о применении к соответствующему им понятию правил и процедур, разработанных в логике.

Среди всего этого многообразия надо выбирать свойства наиболее типичные, характерные для данного рода вещей. От остальных отвлекаются. Поэтому при образовании понятий абстрагирование и идеализация обязательны.[1]

Существенно, чтобы признаки, положенные в основу понятия, не просто принадлежали данному виду вещей, но чтобы они сверх того отличали эту разновидность вещей от других. Игнорирование такого требования довольно часто ведет к ошибкам, к необоснованным выводам.

Слова «совокупность», «множество» употребляются в их обычном, интуитивно ясном смысле, как обозначающие собрание каких-либо предметов. При этом не обязательно предполагается материальное собрание каких-то предметов в конкретном месте. Может быть просто мысленное объединение предметов в некоторое множество.[2]

Совокупность однородных в каком-нибудь отношении предметов в логике называют классами. Объединение предметов в класса осуществляется с помощью общих имен, приписываемых каждому индивидуальному предмету как элементу класса на основе принадлежности ему некоторого общего с другими элементами признака.

Например, имя «человек» приписывается тем и только тем живым существам, которые имеют свойство «обладать сознанием». Совокупность всех этих существ составляет класс людей.

Признаки, на основе которых выделяются классы предметов, одни классы отличаются от других, служат основанием для присвоения классам и составляющим их индивидуальным предметам того или иного имени.

Индивидуальные предметы, составляющие некоторый класс, называются его элементами, а по отношению к обозначающему их имени - десигнатами. Для их выделения используют либо собственные имена, либо индивидуальные, образованные от общих с помощью различных имяобразующих функторов. Например, от общего имени «трактор» можно образовать индивидуальное с помощью функтора «этот» или функтора «стоящий на подворье»: «этот трактор» или «стоящий на подворье». Такого рода индивидуальные имена обладают ситуативным характером: имеют смысл только для определенного места и определенного времени и теряют его в другое время и в другом месте. .[1]

Имена связываются с предметами отношением обозначения. Поэтому любое языковое выражение, которое служит для обозначения предмета мысли, является именем. Благодаря отношению обозначения слово или словосочетание приобретает смысл и значение и становится формой выражения мысли.

Таким образом, именами называются слова или словосочетания, которые выражают мысли о предметах с точки зрения их отличительных признаков.

Делись добром ;)