logo
Понятие субстанции в философии Нового времени

Субстанция как философская категория

Субстанция (лат. substantia - подлежащее, лежащее в основе) - то, что существует самостоятельно, само по себе, в отличие от акциденций, то есть, свойств, существующих только в другом предмете. Субстанция устойчива и постоянна, это сущность, лежащая в основе явления постигаемая умом.

В истории философии есть три основных подхода к трактовке понятия субстанции: монистический (от греческого «один»), дуалистический (от латинского «два») и плюралистический (от латинского «много»). Философы- монисты допускают единственную субстанцию, которая мыслится как причина самой себя.

Другое понимание субстанции связано с учением о сотворении мира Богом. Дуалисты признают относительный характер самостоятельности сотворённой субстанции. Абсолютной самостоятельностью обладает лишь высшая - божественная - субстанция. Первым философом- дуалистом был Аристотель, различавший два первоначала - божественную форму и материю. Субстанция - это самостоятельное бытие, единичная сущность, в языке выражаемая только подлежащим. Например, «вот этот человек» - обозначает субстанцию - конкретного индивида. А «учёный» или «военный» - это акциденции, которыми могут обладать или не обладать разные люди. Христианское понимание Бога как личности обусловило разработку учения о двух субстанциях - Творце и сотворённой вещи. Это учение в Новое время позволило отделить науку от религии: каждая форма духовной культуры имеет дело только со своей субстанцией.

Плюралистические учения также восходят к Аристотелю, представлявшему реальность как множество единичных вещей, состоящих из формы и материи и являющихся центрами самостоятельного движения. На протяжении истории европейской философии идея субстанции-субъекта, личности, отдельной души играет роль основного инструмента теоретического познания человека.

Дуализм Декарта

Французский философ и учёный Р. Декарт считается основоположником рационализма Нового времени. Он рассматривал мыслящий разум как высшую реальность, а его законы - как основополагающие принципы самого бытия. Сущность бытия Декарт выражал с помощью базового понятия субстанции. Само понятие субстанции Декарт характеризовал так: «Каждая вещь, в которой нечто непосредственно содержится как в субъекте или если при её посредстве существует нечто, что мы воспринимаем, то есть и некое свойство, качество, или атрибут, а её действительная идея есть в нас, которая называется субстанцией» [1].

Субстанция - это то, что объективно существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем ином, кроме самого себя. Такому условию удовлетворяет только одна субстанция - Бог, который вечен, бесконечен, всемогущ, всезнающ, является творцом и причиной всего. Бог может существовать и в отсутствии всех остальных предметов, но ни одна вещь во Вселенной не могла существовать без первоисточника. Это абсолютная субстанция по преимуществу.

Также понятие субстанции используется в другом смысле для характеристики сотворённой вещи. Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) обладают главным качеством субстанции - самодостаточностью (не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя) лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции - Богу они производны, вторичны и зависят от него, поскольку сотворены им.

Все сотворенные субстанции Декарт делил на два рода:

материальные (вещи);

духовные (идеи).

При этом он выделял неотъемлемые свойства (атрибуты) каждого рода субстанций: для материальных - протяжение, для духовных - мышление.

По определению Декарта «субстанция, которая является непосредственным субъектом распространённости по месту и акциденцией, предполагающей распространённость (форма, положение, движение на месте и т. д.), именуется телом» [1].

Все материальные субстанции обладают общим для всех признаком - пространственное протяжение (в длину, в ширину, в высоту, вглубь), размер и делимость до бесконечности. Все духовные субстанции мыслящие и мыслимые и притом неделимы.

Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производны от их атрибутов и были названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т.д.; модусами мышления - чувства, желания, ощущения).

Можно себе представить вещи без запаха, вкуса, цвета, формы -- без любого качества, воспринимаемого органами чувств. Но нельзя представить вещи без протяженности. Если варьировать все чувственные характеристики, то вещь не перестанет существовать; если же отвлечь протяженность, то вещи не останется. Поэтому единственным атрибутом сотворенной материальной субстанции является протяженность.

Протяженность есть первичное качество, необходимо присущее предметам, а вторичные качества (цвет, запах, вкус и др.), которые возникают в процессе нашего познания вещи, могут быть иными, а могут и вовсе отсутствовать. То есть протяженность есть атрибут материи, основной ее принцип; все остальные ее свойства есть акциденции.

Таким образом, есть две сотворенных субстанции: мышление и протяженность. Именно поэтому, поскольку главное свойство материи есть ее протяженность, Декарт разрабатывал геометрический и математический подход к познанию материи. Сведение базовых атрибутов материи к геометрическим свойствам и отношениям частей пространства было серьёзным шагом в развитии математической физики и классического естествознания, использовавшего математический аппарат в познании законов природы. Отсюда возникает и другой принцип Декарта, характеризующий науку Нового времени: поскольку протяженность есть атрибут материи и ее субстанциальное свойство, материя везде одна. Мы не можем говорить, что материя на земле и на небесах -- это разная материя, что у них разная сущность. Везде есть одна материя, ибо у нее один атрибут -- протяженность, поэтому все свойства всего мира одинаковы.

Декарт настаивает на том, что именно протяженность является единственным атрибутом материи, и по очереди рассматривает различные другие свойства материи (движение и др.), утверждая, что они не могут быть субстанциальными свойствами. Движение не есть субстанциальное свойство материи, ибо можно представить себе вещь и неподвижной. Но, тем не менее, движение в мире существует постольку, поскольку мир был приведен в движение Богом. Декарт в данном положении является чистым деистом, то есть для него вопрос об участии Бога в движении мира рассматривается только с точки зрения первоначального толчка. Бог сообщил миру некоторое количество движения, и в дальнейшем в процесс движения мира не вмешивается. Бог сообщил миру некоторые законы, а дальше мир развивается по этим законам, соблюдая заданное количество движения.

Исходя из этого положения, Декарт вывел свой знаменитый закон сохранения количества движения (закон сохранения импульса).

Разделение двух типов субстанций имеет важное познавательное значение. Изучая физический мир, мы отвлекаемся от факта присутствия в нём человеческого сознания. Протяжённые тела и системы тел физика описывает независимо от того, существует ли на планете разумная жизнь. Законы движения материи, её структура и развитие автономны от индивидуального субъекта. В этом смысле материальная субстанция самостоятельна. Полная информация о ней включает только факты и регулярности протяжённой природы и не включает сведений о сознании.

Напротив, законы разумного духа не зависят от фактов материального мира. Правила математики и логики будут истинны, даже если ни одно тело во Вселенной не будет существовать. Моральные нормы останутся справедливыми и сохранят свою значимость даже если ни один человек не станет им следовать, а люди будут руководствоваться исключительно биологическими инстинктами. Рациональные законы, нормы, идеалы образуют системы со связями иного рода, чем связи между протяжёнными вещами. Для философа-рационалиста две предметные области, познаваемые независимо друг от друга, должны иметь независимое друг от друга бытие.

Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций - материальной (телесной) и духовной (мыслящей).

Человек - единственное существо, в котором соединены и взаимодействуют материальная и духовная субстанции, за счёт чего он смог возвыситься над природой. Из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) природы человека. Организм человека функционирует по законам природы, как и организм любого животного. Но душа в своих действиях автономна от тела и может принимать решение не по причине физических изменений окружающей среды, а на основании рациональных доводов или ради высших этических идеалов. Поэтому спор о том, что первично - материя или сознание, бессмыслен применительно к человеческой природе. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции - материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны - они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

Исходя из того, что в мире существуют две субстанции (протяженность и мышление), не имеющие ничего общего, кроме того что они сотворены, Декарт разделял две субстанции и в человеческой природе. Тело человека и мышление, т.е. его душа, оказываются совершенно различной природы. Декарт стал основателем классического психофизического дуализма, поскольку ни телесные функции не могут быть сведены к душевным проявлениям, ни наоборот -- явления нашей душевной жизни не могут иметь причину в телесных проявлениях. Отметим противоречия в решении французским мыслителем проблемы связи души и тела [6]. Он выдвинул гипотезу, что существует одно место (так называемая шишковидная железа), где и происходит соединение души и тела.

Из того, что действия тела не зависят от действия души и наоборот, вытекают различные следствия. Они противоречат тому, что именно вывел Декарт из предположения о самостоятельной деятельности нашей души (доказательство бытия Бога, истинности нашего существования и т.д.). Противоположные выводы для философии и главным образом науки Декарт сделал из постулата независимого существования тела. Если материя не связана с духом, все познание материальных явлений сводится к познанию причинно-следственных связей. Никаких целесообразных логически аргументированных или нравственно обоснованных действий, которые свойственны человеку как существу духовному, в природе быть не может. Природа есть механизм, в котором есть причина и следствие, поэтому и познание природы может вестись только на причинно-следственном языке.

Поэтому же в теле животного действуют свои собственные законы (ибо оно не имеет души). Организм животного есть просто машина, считал Декарт. Поэтому для объяснения его деятельности достаточно только естественнонаучных каузальных (причинных) объяснений. Русский физиолог И. Павлов считал поэтому Декарта основоположником физиологии и предтечей своего собственного учения о рефлексах.

Декарт говорил, что телесная и мыслящая субстанции могут соединиться лишь в Боге как в несотворенной единой субстанции. То же и с человеком: познать его как существо, состоящее из души и тела, можно лишь на почве того, что человек является существом, сотворенным Богом, и только понимая его как существо, существующее в Боге, можно понять, как человеческое тело соединяется с человеческой душой.

Таким образом, дуалистическое понимание субстанции оказалось эффективным для объяснения рационального устройства физического мира, но в то же время породило много проблем в познании природы человека.