Проблема веры и разума
Проблема взаимоотношений знания и веры имеет давнюю историю. Она активно обсуждалась в средневековой схоластической философии. Так, уже Тертуллиан, открыто выступал против разума, провозглашая парадоксальный тезис: "Верю, потому что абсурдно". Августин Блаженный утверждал, что задача богословия - познать в свете разума то, что уже принято называть верой. Ансельм Кентерберийский заменил изречение Тертуллиана своей компромиссной формулой: "Верю и понимаю". Фома Аквинский говорил о гармонии между верой и знанием при приоритете веры.
Ф. Бэкон, выдвинув лозунг "Знание - сила", указывал, что истину надо искать в данных опыта и наблюдений, а не в потемках схоластики и в цитатах из священных книг. В начале католическая церковь выдвигала положение о том, что вера не должна быть слепым движением души и что не может быть никакого действительного расхождения веры и знания, разума, так как все знания произошли от бога.
Вопрос о вере, о ее соотношении с разумом занимал большое место в русской религиозной философии, одно из важнейших понятий которой - "цельное знание". Идеал цельного познания как органического всеобъемлющего всеединства привлек многих русских мыслителей (А.С. Хомяков и Вл. Соловьев). Они считали, что цельная истина раскрывается только цельному человеку. Только собрав в единое целое свои духовые силы - чувственный опыт, рациональное мышление, эстетический и нравственный опыт, а также, что очень важно - религиозное созерцание, человек начинает понимать истинное бытие мира и понимает сверхрациональные истины о боге.
Соотнося веру с разумом, со знанием, русские мыслители понимали последнее как целостное всеединство, которое образуется как синтез эмпирического познания (опытные науки), отвлеченного мышления (философия) и веры (теология).
- Предмет философии и его становление
- Основные аспекты философского знания
- Основные философские школы Древнего Китая
- Древнегреческая философия: основные школы,мыслители, проблемы
- Основные положения Сократовской философии
- Философские школы эллинистической эпохи (эпикурейцы, стоики, скептики)
- Философия Августина
- Проблема веры и разума
- Основные проблемы и направления философии Нового Времени: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.
- Основные идеи "философии жизни" (Фридрих Ницше)
- Философия Русского космизма (Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский)
- Экзистенциализм и его представители (французский и немецкий экзистенциализм)
- Многообразие концепций происхождения и сущности человека
- Мозг, психика, интеллект
- Единство чувственного и рационального познания
- Системная организация общества
- Социализация личности
- 20. Предмет, структура и становление философии истории
- 34. Становление, предмет и структура философии истории.
- 45. Предмет, структура и становление философии истории.
- 1. Становление, предмет и структура философии истории
- Тема 1. Философия, ее предмет и функции. Становление философского знания.
- 58 . Предмет, структура и становление философии истории.
- 20. Предмет, структура и становление философии истории
- 1. Становление, предмет и структура философии истории
- 45. Предмет, структура и становление философии истории.
- Становление философии. Предмет философии.