3.3 Античные оппоненты проблемы бытия
Парменидовская интуиция бытия подверглась критике еще в античности из-за вытекающих из нее выводов о необходимости помнить, что ум человека не самодостаточен. Так, софисты (например, Протагор, V-IV вв. до н.э.) пытались сместить акцент философствования с бытия на человека, который, с их точки зрения, есть мера всех вещей, место обнаружения существования чего бы то ни было. Сократ (V в. до н.э.) также не согласился с умалением субъективного разума, с ролью человека быть непосредственным и не рефлектирующим медиумом Божественной истины. Он считал, что между последней и человеком существует дистанция, которую можно преодолеть только с помощью собственного мышления, имеющего свои нормы и правила логического аргументирования.
Киники (V-IV вв. до н.э.) отказались признавать проблему бытия в силу того, что она принуждает человека соразмерять свою жизнь с Истиной, Добром, Благом. Призывая людей опираться только на самих себя во всех своих делах и мыслях, они считали нормой жизни девиз: «без общины, без дома, без отечества».
- 1. Понятие «бытие»: философский смысл
- 2. Экзистенциальные истоки проблемы бытия
- 3. Бытие: единство мира
- 3.1 Античность: поиски «вещественных» первоначал
- 3.2 Бытие как «чистая» мысль: начало онтологии
- 3.3 Античные оппоненты проблемы бытия
- 3.4 Тема бытия в судьбе европейской культуры
- 3.5 Новое время: отказ от онтологии и субъективизация бытия
- 3.6 Отождествление бытия с физической природой