logo
Проблема познаваемости мира и многообразие форм познания

2. Структура познавательного процесса: уровни и формы познания

Если рассматривать процесс научного познания в целом как систему, то в качестве его элементов в первую очередь выделяют субъект и объект познания.

Субъект познания - это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. В качестве субъекта познания может выступать как отдельный индивид, так и различные социальные группы, общество. Успешная познавательная деятельность возможна при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.

Объект познания - то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность. Объектом познания могут быть как материальные образования, так и социальные явления. Результаты познания также могут быть объектом познания Титов, В. Ф. Философия: учебник / В. Ф. Титов, И. Н. Смирнов. - Москва : Высшая школа, 2003. - С. 78..

Со времени возникновения философии проблема отношения субъекта к объекту, как отношения познающего к познаваемому, всегда находилась в центре внимания философов.

Если говорить об уровнях познания, то философы П. В. Алексеев и А. В. Панин выделяют эмпирический и теоретический уровни знания. По гносеологической направленности эмпирический и теоретический уровни различаются тем, что на эмпирическом уровне познание ориентировано на изучение явлений и поверхностных связей между ними, без углубления в сущностные связи и отношения, а на теоретическом этапе познания главной гносеологической задачей является раскрытие причин и сущностных связей между явлениями. На этом основывается различие в познавательных функциях, реализуемых на этих этапах познания. Главной познавательной задачей эмпирического этапа является описание явлений, а на теоретическом - основной познавательной задачей является объяснение изучаемых явлений Алексеев, П. В. Теория познания и дидактика : учеб. пособ. для вузов / П. В. Алексеев, А. В. Панин. - Москва : Высшая школа, 1991. - С. 230. .

Основными методами, используемыми на эмпирическом этапе, являются наблюдение, эксперимент, индуктивное обобщение. На теоретическом этапе познания используется такие методы, как анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, аналогия, гипотеза и др.

Если говорить о формах познания, в большинстве источников выделяется чувственное и логическое познание. Еще в древней философии зародилось два противоположных учения, по-разному оценивавших роль чувственного и логического познания. Одно из них - сенсуализм, отводит ведущую роль в познании органам чувств, считая, что именно на их основе строится все содержание наших знаний. Впоследствии сенсуализм обрел много сторонников и получил практическое и теоретическое обоснование: стало очевидно, что чувства связывают человека с внешним миром и без этой связи познание невозможно. Эта позиция повлияла на дальнейшее развитие философии науки, породив в ней традицию эмпиризма - преувеличение роли опыта и недооценка теоретического познания.

Второе учение - рационализм - считает, что основой познания является разум, абстрактное логическое мышление. И, следовательно, недооценивается роль чувственного познания как недостоверного. Истоки этого учения можно найти уже у Платона и Аристотеля.

В настоящее время можно сказать, что истина находится между крайностями сенсуализма и рационализма. С помощью органов чувств субъект познает те свойства вещей, которые доступны непосредственному восприятию. Оно реализуется в трех формах: ощущение (фиксирующее отдельные свойства вещей или состояния человеческого организма), восприятие (дающее целостную конкретно-наглядную картину предмета), представление (чувственное воспоминание о вещи при отсутствии непосредственного контакта с ней). Чувственное познание дает образную картину нашего мира, обеспечивает первоначальную ориентацию в мире и приспособление к нему.

Логическое (рациональное) познание позволяет субъекту с помощью своего интеллекта проникать в сущность вещей, недоступные чувствам, обнаруживать скрытые для восприятия законы их бытия. В качестве посредников, связывающих субъект с миром выступают понятие (обозначающее общие и существенные свойства определенной группы явлений), суждение (форма мысли, в которой о предмете что-то утверждается или отрицается), умозаключение (состоит из взаимосвязанных суждений и определенного вывода). Эти логические формы являются исходными частями абстрактного мышления, с их помощью можно выразить все богатство человеческого знания.

Как не были обширны возможности чувственного и рационального познания, иногда говорят и о такой форме, как иррациональное (бессознательное) познание. Под ним понимаются познавательные акты, которые не могут быть сведены к нормам логического мышления и не имеют научного объяснения. Сюда можно отнести такие способы приобретения знаний как интеллектуальная интуиция, мистическое откровение, медитации.

Еще одним участником познавательного процесса может выступать рефлексия - размышление субъекта, направленное на осмысление и оценку своих собственных познавательных действий.

Итоговым компонентом процесса познания выступает новое знание, полученное субъектом в результате практического и теоретического освоения объекта познания. Познавательная деятельность человека является циклическим движением от старого личностного знания к новому. В этом процессе взаимодействуют в практических и теоретических действиях субъекта разные компоненты познания. От их согласованности во многом зависит успех познания, познавательной деятельности Философия: учеб. пособие для студ. вузов / В. С. Степин [и др.]. - Минск : РИВШ, 2008. - С. 424-428. .

Основой формирования и развития познания на всех его ступенях является практика. А. Г. Спиркин дает такое определение практики. Практика - это чувственно предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей Спиркин, А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин.- Москва: Гардарики, 2001.- С. 413. . По отношению к познанию практика выполняет следующие роли:

- практика является источником познания, его движущей силой, дает познанию фактический материал для обобщения и теоретической обработки;

- практика является сферой приложения знаний;

- практика служит критерием, мерилом проверки истинности результатов познания.