Проблемы манипулирования сознанием в современном обществе

реферат

§ 2. Структура сознания

Вторая концепция понимания сознания, предложенная А. И. Ивановым, рассматривает его более структурировано.

Для более точного понимания сознания А. И. Иванов представил его в виде круга и крестом разделил на четыре части, сектора.

Первый сектор: сфера телесно-перцептивных способностей и полученного на их основе знания (сектор восприятия).

Второй сектор включает в себя логико-понятийные компоненты сознания (такие как мышление).

Второй и третий сектор объединяет внешнепознавательная составляющая сознания. Т.е. эти два сектора, находящиеся в схематичном изображении структуры сознания по Иванову, первый под вторым, невозможны без внешней составляющей.

В третий сектор А. И. Иванов включает эмоциональные компоненты сознания, лишенные непосредственной связи с внешним предметным миром (такие как воспоминание, предчувствие, восторг, гнев, любовь).

Наконец, четвертый сектор- ценностно-мотивационной компоненты (например, высшие мотивы деятельности, духовные идеалы личности).

В структурном отображении третий сектор находится под четвертым, левее первого, и с четвертым его объединяет ценностно-эмоциональная составляющая сознания. Это структурное отображение сознания можно объединять в группы вертикально (внешнепознавательная и ценностно-эмоциональная составляющие), а также и горизонтально. Тогда первый и третий сектор можно объединить, как бессознательный. А второй и четвертый, как сознание, и даже сверхсознание.

Структура сознания - это единство элементов целого и их связей.

Данную схему можно соотнести с физиологическим мозгом, так как внешнепознавательная составляющая сознания будет соответствовать деятельность левого, «языкового», аналитико-диструктивного полушария. А ценностно-эмоциональная составляющая будет соответствовать интегративно-интуитивной работе правого полушария человека. [1, с 170]

Сознание имеет еще одну отличительную особенность - это константность, т.е. относительная его неизменчивость, преемственность, устойчивость. Структура сознания обычного человека не претерпевает особых изменений, если выслеживать его состояние день за днем. Все изменения в нем происходят плавно, за исключением, например, моментов аварий или каких-либо переломных моментов, когда его состояние в один миг меняются. Его константность связана с памятью. Именно так можно объяснить потерю памяти некоторых людей после перенесения разного рода катастроф. Но в то же время если рассматривать структуру сознания в более широких промежутках времени, то можно заметить его динамичность - его развитие, изменчивость. Сознание ребенка явно отличается от сознания взрослого человека. Т.е. можно сделать вывод, что структура сознания претерпевает изменение со становлением личности человека.

А. Спиркин предложил другой метод структурирования сознания:

Когнитивная сфера (познавательные способности, интеллектуальные процессы получения и сами знания). Традиционно выделяют две основные познавательные способности человека: рациональную и чувственно-сенситивную. Рациональная познавательная способность - это способность к формированию понятий, суждений и умозаключений, именно она считается ведущей в когнитивной сфере. Чувственно-сенситивная - способность к ощущениям, восприятиям и представлениям. Помимо интеллекта и сенситивной способности в познавательную сферу входят внимание и память. Память обеспечивает единство всех сознательных элементов, внимание дает возможность концентрироваться на каком-то определенном объекте. На основе интеллекта, способности к ощущениям, внимания и памяти формируются чувственные и понятийные образы, которые и выступают содержанием когнитивной сферы.

Эмоциональная сфера. Элементы эмоциональной подсистемы сознания - аффекты (ярость, ужас), эмоции, связанные с сенсорными реакциями (голод, жажда), и чувства (любовь, ненависть, надежда). Все эти столь разные явления объединяются понятием "эмоции". Эмоция определяется как отражение ситуации в форме психического переживания и оценочного отношения к ней. Эмоциональная сфера сознания также участвует в познавательном процессе, повышая или, напротив, снижая его эффективность.

Волевая сфера сознания - это мотивы, интересы и потребности человека в единстве с его способностью достигать цели. Главный элемент этой сферы - воля - способность человека к достижению своих целей.[5, с 386]

В представленной выше концепции неявно предполагается, что главная деятельность человека, наделенного сознанием, познавательная. Элементы сознания выделяются и интерпретируются именно по отношению к познавательной активности человека, ее содержанию и результату. Очевидный недостаток этой концепции в том, что единство сознания, представленного как набор различных психических элементов, остается лишь констатацией, поскольку отношения между этими элементами недостаточно прояснены.

Существует еще ряд теорий, одной из известных, например, является теория К. Г. Юнга. Главной функцией сознания он считает адаптацию. По мысли К.Г. Юнга, понятие адаптации помогает лучше постичь природу человека и характер его взаимодействий с миром. К.Г. Юнг выделяет четыре психических функции: мышление. Чувства, ощущения и интуиция. Но так же он оговаривает, что все эти четыре составляющие развиты у каждого человека по-разному, в большей или меньшей степени.

Делись добром ;)