1. Новизна и особенности философии нового времени. Ее основные направления и представители
Новая философия, или философия Нового времени (от Бэкона и Декарта до Гегеля включительно) - это философия эпохи раннебуржуазных революций. Просвещением в широком смысле слова называют историческую эпоху в духовном развитии Европы, охватывающую XVII-XVIII вв. Сущность Просвещения, по мнению Канта, заключается в том, что люди этой эпохи выходят из состояния "духовного несовершеннолетия”, т.е. духовной опеки со стороны церкви и государства. Девиз Просвещения: имей смелость пользоваться собственным умом.
Его ведущие принципы: Мир философии: книга для чтения.Ч. 1,2 М., 1991 г.
1. автономия (самозаконность) и верховенство разума,
2. свобода, самостоятельность, самоопределение личности.
Для этой эпохи характерно критическое отношение к прошлому, к традиции (к обычаю, "позитивному”, "данному”) и авторитету (особенно церковному) и вера в будущее, в прогресс. Неиссякаемым источником прогресса человечества может и должен быть разум. Вера в Бога уступает первенство оптимистической вере в разум. Власть церкви просветители хотели заменить властью науки.
Просвещение - значит распространение света, изгнание тьмы. Свет - знание, наука. Тьма - невежество, предрассудки, церковный обскурантизм, религиозный фанатизм.
Первым мыслителем рассматриваемого направления в Новое время следует, по-видимому, считать Т. Гоббса, который усматривает специфику философии в том, что она является обоснованной, достоверной и системной теорией. И все то, что противоречит этим критериям, не может относиться к компетенции философии. В частности, "философия исключает теологию", а также ряд научных дисциплин, например, историю Гоббс Т. Соч.: В 2 т.М., 1989-1991. .
Что является предметом философской теории? Ответ Гоббса таков: "Предметом философии. является всякое тело.". А поскольку "тела" бывают естественными ("продуктами природы") и общественными (в первую очередь государство, а также другие явления, образующие искусственное, политическое тело, созданное на договорных началах самими людьми), постольку и "философия распадается на две основные части": "философию естественную", или философию природы, и "философию гражданскую", или философию государства Гоббс Т. Соч.: В 2 т.М., 1989-1991. .
Гоббс ряд ключевых мировоззренческих вопросов решает преимущественно в духе упрощенного материалистического монизма. Мир телесен, то есть веществен, материален.
Причем "слова субстанция и тело означают одно и то же, поэтому бестелесная субстанция суть слова, которые при соединении взаимоуничтожают друг друга, как если бы человек сказал: бестелесное тело". Фактически бестелесный дух или "бестелесная субстанция есть вещь не воображаемая, а реальная, именно тонкая, невидимая субстанция, имеющая, однако, те же измерения, что и более грубые тела" Гоббс Т. Соч.: В 2 т.М., 1989-1991. . Даже Бог Гоббса, будучи перводвигателем, есть лишь особое тело.
Что же касается такого фундаментального фактора, как движение, то оно у Гоббса даже не второстепенно по сравнению с телесностью (материей), а третьестепенно. Движение и покой мыслитель относит к акциденциям вместе с цветом, твердостью и так далее. Эти акциденции являются непостоянными свойствами, присущими лишь отдельным телам, они, к тому же, непостоянны (исчезают и возникают вновь и вновь, беспрестанно изменяясь). Однако само тело при этом сохраняется, продолжая существовать Гоббс Т. Соч.: В 2 т. М., 1989-1991. .
Фактически Гоббс, в плане взаимосвязи в его учении антропологической и сциентистской ориентаций, является, так сказать, типичным "аксильным дуалистом", который порой выходит за рамки обеих социальных методологий, неоднократно подчеркивая общественный характер природы отдельного человека и государства.
Практическая философия И. Канта несомненно повлияла на демократические воззрения Ж.-Ж. Руссо. Социально-философское учение Ж.-Ж. Руссо о просвещении и гражданском обществе корнями уходит в кантианские размышления о роли демократии и либеральных ценностей в достижении идеального общественного устройства. А демократия напрямую связана с проявлением общей воли, а также возможностями ее становления.
Огромный вклад в осмысление понятия общей воли внес Ж.-Ж. Руссо, поэтому целесообразно будет изучить его мнение по вопросу взаимосвязи народной воли и демократии.
- Введение
- 1. Новизна и особенности философии нового времени. Ее основные направления и представители
- 2. Томас Гоббс глазами исследователей его социологического наследия
- 3. Характеристика взглядов Жан-Жака Руссо
- 4. Осмысление идеи общего блага в социальной философской традиции эпохи Гоббса и Ж.-Ж. Руссо
- Заключение
- Идея «естественных прав» человека и концепция «общественного договора» (т. Гоббс, Дж. Локк, ж.-ж. Руссо).
- Философия эпохи Просвещения
- Философия культуры ж-ж. Руссо.
- Проблемы социальной философии в работах т. Гоббса, Дж. Локка, ж.-ж. Руссо.
- 2.5. Философия эпохи Просвещения: концепция «общественного договора» (т. Гоббс, Дж. Локк, ф. Вольтер, ж.-ж. Руссо), проблема свободы, прогресса и закономерностей истории (к. Гельвеций, к. Лессинг)
- Философия и идеология в эпоху Просвещения.
- 2.5. Философия эпохи Просвещения: концепция «общественного договора» (т. Гоббс, Дж. Локк, ф. Вольтер, ж.-ж. Руссо), проблема свободы, прогресса и закономерностей истории (к. Гельвеций, к. Лессинг)
- Тема 21. Ж.-ж. Руссо «Общественный договор»
- 2.2. Философия эпохи Просвещения: концепция «общественного договора» (т. Гоббс, Дж. Локк, ф. Вольтер, ж.-ж. Руссо), проблема свободы, прогресса и закономерностей истории (к. Гельвеций, к. Лессинг)
- 6.5.3. Проблема человека в философии просвещения: Вольтер, ж.-ж. Руссо