logo
Счастье: подходы к определению

1. Пути к достижению счастья

Как достичь счастья? Таким вопросом задавались авторы, которых я выбрала для написания своей курсовой работы.

Далай-лама считал, что основная цель человеческой жизни -- счастье. Независимо от того, кто мы -- атеисты или верующие, буддисты или христиане, -- все мы ищем чего-то лучшего в жизни. Таким образом, по мнению Далай-ламы, основное движение в нашей жизни -- это движение к счастью. А движение к счастью начинается с тренировки сознания, т.е. внутренне себя дисциплинировать и направлять на счастье. Дисциплинируя себя внутренне, мы постепенно переходим к другому мировоззрению, другим ценностям и подходу к жизни. Внутренняя дисциплина включает в себя много вещей, много методов, но нужно начинать с определения факторов. Так, например, хорошее здоровье считается одним из необходимых условий счастливой жизни. Помимо этого, большинство из нас считает непременным условием счастья материальные блага, или богатство. Дополнительный фактор -- наличие друзей или партнеров. Все мы понимаем, что каждому человеку необходим круг друзей, на которых можно положиться и с которыми можно поделиться своими эмоциями. Итак, все эти факторы -- источники счастья. Однако существует еще один, ключевой фактор, который позволяет индивидууму наиболее полно использовать остальные факторы для достижения счастья и удовлетворения, -- состояние ума. Этот фактор является решающим. Есть факторы, которые ведут к счастью и к страданию. Те факторы, которые ведут к счастью нужно усилить, а те, которые ведут к страданию - исключить. В этом - смысл идеи Далай-ламы.

Размик Месропович, кратко, но очень содержательно систематизировав сказанное до него, выделяет четыре измерения счастья. Во-первых, это возможность обладания такими благами, доступ к которым не зависит от усилий самого человека, это блага, принесенные судьбой фортуной, «слепым» случаем (везение, удача). Во-вторых, это блага, возможность обладания которыми большей частью зависят от биологической или социальной предопределенности, и лишь частично, зависят от усилий самого человека (свобода, здоровье, красота, физическая сила, богатство, власть). В-третьих, это добродетели - блага, возможность обладания которыми уже в значительной степени зависят от усилий самого человека, его воспитания, образования (трудолюбие, ум, мудрость, совесть, справедливость, дружба, любовь, уважение, честь, гордость). Наконец, в-четвертых, это переживание человеком удовлетворенности обладания внешними благами и добродетелями, как благами внутренними (удовольствие, наслаждение, упоение, блаженство, радость, веселье, ликование).

В своей книге, Размик Айдинян, отвечает на ряд вопросов, которые вставали на пути постижения природы счастья, и приводит несколько закономерностей на основании морально-этических принципов.