logo
Теория кибернетической эволюции В.Ф. Турчина

Глава 3. На пути к человеку

"На каждом этапе биологическая система имеет подсистему, которая может быть названа высшим управляющим устройством и которая имеет наиболее позднее происхождение и наиболее высокую организацию. Переход на следующий этап происходит путем размножения этих подсистем (путем многократной редупликации) и интеграции их, т.е. объединения в одно целое с образованием (по методу проб и ошибок) системы управления, во главе которой стоит новая подсистема, которая теперь является высшим управляющим устройством нового этапа эволюции". Систему, состоящую из управляющей подсистемы Х и управляемых ею многих однородных подсистем A1, A2, A3,… мы назовем метасистемой по отношению к системам A1, A2, A3,… Переход с этапа на этап мы назовем, следовательно, метасистемным переходом. Метасистемный переход создает высший уровень организации - метауровень по отношению к уровню организации интегрируемых подсистем. С точки зрения функциональной метасистемный переход состоит в том, что деятельность, являющаяся управляющей на низшем этапе, становится управляемой на высшем этапе и появляется качественно новый (высший) вид деятельности, заключающийся в управлении деятельностью.

"Хорошо известно, что животные обладают способностью к обучению и выработке новых рефлексов. По терминологии, введенной Павловым, врожденный рефлекс, заложенный в нервную систему природой, называется безусловным рефлексом, а рефлекс, выработанный под действием внешней среды, - условным рефлексом". Управление рефлексами надо понимать как создание под действием индивидуального опыта любых переменных связей между объектами. Такие связи называют ассоциациями представлений или просто ассоциациями. Ассоциации образуются между представлениями высшего уровня иерархии. Этап ассоциаций - это следующий после сложных рефлексов этап эволюции.

Пятый этап эволюции можно назвать этапом индивидуального познания мира. Знание - это наличие в мозгу какой-то модели действительности. Увеличение знания, т.е. возникновение новых моделей действительности в мозгу, - это процесс познания. (Познание мира не есть привилегия человека, оно свойственно уже высшим животным.)