logo
Теория познания У. Оккама

2.2 Проблема души

Рассмотрение вопроса о деятельном разуме приводит У. Оккама к анализу психологической проблемы души. У. Оккам принимает традиционное подразделение души на разумную (anima intellectiva) и чувствующую (anima sensitiva), обычное как в аверроистской, так и вообще в перипатетической психологии. У. Оккам оспаривает томистский тезис о душе, которая целиком содержится как во всем теле, так и в любой его части: «нельзя доказать ни то, что душа целиком содержится во всем теле, ни то, что она целиком содержится в любой части тела, можно сказать лишь то, что она находится в нас» [2, с.158]. Чувствующая душа характеризуется как протяженная. Она разделима на серию частей, каждая из которых пребывает в какой-нибудь одной области тела. Таким образом, она пространственно локализована.

Если говорить о разумной душе, то нельзя сказать, чтобы она была протяженна и локализована пространственно. Она характеризуется, как нематериальная субстанция, о существовании которой свидетельствуют факты сознания. И упуская факты сознания ее нельзя познать, поэтому сокровенная природа разумной души навсегда остается непознаваемой для опыта. В общем, существование разумной души «доказать затруднительно, поскольку его нельзя вывести из самоочевидных предложений» [2, с.159].

А также затруднительным, оказывается, провести доказательство аверроистского положения о единстве интеллекта. У. Оккам сомневается в возможности исчерпывающего познания разумной души как теоретическим, так и экспериментальным путем. По средствам опыта или рассуждения человек не может быть уверен, в том, что душа на самом деле является формой тела.

Неуничтожимость разумной души тоже оказывается весьма спорным вопросом. И в итоге У. Оккам начинает сомневаться в существовании разумной души как особой субстанции. Такой скептицизм исторически прогрессивным, так как он противостоит церковным (теологическим) представлениям о бессмертии индивидуальной души. Душа в этом случае отождествляется с душевными способностями, как и у Дунса Скота или аверроистов. И в конечном счете это утверждение попадает под церковное осуждение, за данную тождественность.

Есть еще одно сходство во взглядах с Дунсом Скотом. У. Оккам так же принимает положение об отсутствии предела числа индивидуальных сознаний. Наверное, стоит обратить внимание, что данное положение также имело право на дальнейшее развитие и прогрессивное решение.

В области проблемы души, У. Оккам, в отличие от аввероистов, скептически смотрит на возможность обоснования концепции единого интеллекта в смысле сверхиндивидуального (надындивидуального) и единого во всех людях разума.

Таким образом, мыслитель выделяет следующие абстракции: изолирующую, генерализирующую и отдельно взятую математическую абстракцию. Важным моментом является то, что абстракции, порождаемые деятельным разумом, оказываются двоякими.

В рассмотрении проблемы души, душа была подразделена на разумную и чувствующую. Чувствующая душа пространственно локализована, а разумная рассматривается, как нематериальная субстанция. Но в итоге нет исчерпывающей возможности познания разумной души.