logo
Уникальность жизненного пути человека

Уникальность жизненного пути личности

Понимание жизненного пути человека и его выбора уходит в проблемы сознания личности и является центральным моментом в психологии личности, так и в общую психологию. Изучение жизненного пути и жизненных целей личности дает основание к пониманию не только поведения человека, но его самосознания. Жизненный путь личности - это история личности, которая образуется под определенными влияниями обстоятельств жизни и позиции самого человека. Жизненный путь определяется содержанием самой жизни и теми значениями и смыслами, которые человек придает своему жизненному пути. Выражение своего личного отношения к объективной действительности - это личностный смысл любого человека. Тот личностный смысл, который придается человеком в молодости, уже определившимся с выбором своего жизненного пути, опосредует его настоящее и будущее не только в обыденной жизни, но и во внутренней позиции в его духовной сфере.[2,89]

Жизненный путь личности в подростковом и юношеском возрасте актуален для исследования, так как процессы глобализации нивелируют ценностными ориентациями и моральными представлениями человека - это влияет на сознание человека в целом. В этой связи особый интерес представляет та молодежь, которая уже самоопределилась с выбором жизненного пути: здесь складываются ценностные ориентиры, которые определяют константы, формирующие личность. Выявить особенность понимания жизненного пути и какие усилия для этого прилагаются нынешней молодежью особо актуально.

Общей методологической основой исследования проблемы жизненного пути личности в контексте особенностей самосознания современной молодежи служит марксистская идея о развитии личности путем «присвоения материальной и духовной культуры».

Особенности жизненного пути личности можно рассматривать через идеи С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева же через концепцию феноменологии развития и бытия личности В.С. Мухиной.

Согласно идеи В.С. Мухиной человек существует и развивается как социальная единица и как уникальная личность. Я разделяю эту позицию, понимая самосознание личности как универсальную, исторически сложившуюся и социально обусловленную психологически значимую структуру, присущую каждому социализированному индивиду.

Самосознание в исследовании рассматривается через анализ пяти звеньев структуры самосознания человека как личности [4,32]:

1. идентификация с именем и заменяющим его местоимением «Я», с образом тела, с индивидуальной духовной сущностью человека;

2. притязание на признание;

3. половая идентификация;

4. психологическое время личности (прошлое, настоящее, будущее);

5. психологическое пространство личности (права и обязанности).

исследования доказали, что эти звенья самосознания В.С. Мухиной формируются абсолютно у всех людей.

Содержание структурных звеньев самосознания, переживаются человеком в качестве уникальных личностных потребностей. Типология самосознания зависит не только от индивидуального пути отдельной личности, не только от момента исторического развития общества, в котором существует человек, но и от менталитета сообщества, в которое входит конкретная личность с задачей самоопределения и выбора жизненного пути.

Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что у молодежи с религиозной ориентацией понимания своего жизненного пути имеются выраженные позиции, которых эта молодежь неизменно придерживается в своих суждениях. Учащиеся духовных школ разделяют общность понимания своего жизненного пути через канонизированные ценности Православия как в плане социального самоопределения, так и в отношении внутренней позиции.[5,76]

Выбор жизненного пути и следование его социальным ожиданиям приводят к стабильной и последовательной ориентации на ценности, которые определяют константы, формирующие самосознание личности, детерминирует как характер предстоящей деятельности.