logo
Феномен любви в различных языках и культурах

1. Классификация форм любви

Различение отдельных типов любви можно видеть уже в древнегреческом языке: «эрос» (др.)-- стихийная, восторженная влюблённость, в виде почитания, направленного на объект любви «снизу вверх» и не оставляющая места для жалости или снисхождения.

§ «филиа» (др.-греч.)-- любовь-дружба или любовь-приязнь, обусловленная социальными связями и личным выбором;

§ «сторгэ» (др.-греч.) -- любовь-нежность, особенно семейная;

§ «агапэ» (др.-греч.) -- жертвенная любовь, безусловная любовь, в христианстве-- любовь Бога к человеку.

Также греками выделялось ещё 3 разновидности:

§ «Людус» -- любовь-игра до первых проявлений скуки, основанная на половом влечении и направлена на получение удовольствий.

§ «Мания» (от греческого «мания» -- болезненная страсть) -- любовь-одержимость основа которой -- страсть и ревность. Древние греки называли манию «безумием от богов».

§ «Прагма» -- рассудочная любовь, когда переживание этого чувства в человеке побуждается не сердечной привязанностью, а лишь в корыстных интересах с целью извлечения выгод и удобств.

В дальнейшем на этой основе был разработан ряд классификаций, в том числе предложенная канадским социологом Дж. А. Ли концепция шести любовных стилей: три основных стиля-- эрос, сторгэ и людус, любовь-игра, в своих смешениях дают ещё три-- агапэ, любовь-манию и рациональную любовь-прагму. Владимир Сергеевич Соловьёв определяет любовь как влечение одного одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни, и выделяет три её вида:

1. Любовь, которая более дает, чем получает, или нисходящая любовь(лат.amor descendens) - к этому виду любви он относит родительскую любовь, преимущественно материнскую любовь к детям. У человека эта любовь, или попечение старших о младших, защита слабых сильными, создает отечество и постепенно организуется в национально-государственный быт.

2. Любовь, которая более получает, чем дает, или восходящая любовь (лат. amor ascendens) - к этому виду любви он относит любовь детей к родителям, а также привязанность животных к своим покровителям, особенно преданность домашних животных человеку. У человека, по его мнению, эта любовь может распространяться так же на умерших предков, а затем и на более общие и отдалённые причины бытия (до всемирного провидения,единого Отца Небесного), и является корнем всего религиозного развития человечества.

3. Любовь, которая равно даёт и получает, или половая любовь (лат. amor aequalis) - к этому виду любви он относит любовь супругов друг к другу, а также устойчивую связь между родителями у других видов животных (птиц, некоторых животных и т. п.). У человека эта любовь может достигать вида совершенной полноты жизненной взаимности и через это становиться высшим символом идеального отношения между личным началом и общественным целым.

Соловьёв подчёркивает, что в Библии отношения между Богом (в том числе в лице Христа и Церкви) и избранной им народностью изображается преимущественно как супружеский союз, из чего он делает вывод, что идеальное начало общественных отношений, по христианству, есть не власть, а любовь. Так же Соловьёв пишет, что с точки зрения этики, любовь представляет собой сложное явление, состоящее из:

1. Жалости, преобладающей в родительской любви;

2. Благоговения (pietas), преобладающего в любви детей к родителям и вытекающей из неё религиозной любви;

3. Чувства стыда, в соединении с двумя первыми элементами образующего человеческую форму половой или супружеской любви.