Философия

контрольная работа

Тема 4. Разделы философского знания. Особенности постановки и решения философских проблем

Прочтите «Миф о пещере» Платона и выявите онтологические, гносеологические, аксиологически и праксиологические проблемы, обсуждаемые Сократом и Главконом.

Прежде чем отвечать на вопрос, рассмотрим значение терминов.

Онтология - философское учение о бытие.

Онтологические проблемы - особенности изучения о бытие.

Гносеология - раздел философии, изучающий источники, формы и методы научного познания, условия его истинности, способности человека познавать действительность.

Гносеологические проблемы - особенности процесса познания, обуславливающие определенные теоретические построения.

Аксиология - философское учение о ценностях.

Аксиологические проблемы - ценностные проблемы.

Праксиология - область социологических исследований, которая изучает методику рассмотрения различных действий или совокупность действий с точки зрения установления ее эффективности.

Праксиологические проблемы - особенности процесса эффективности действий.

Онтологические проблемы или проблема бытия раскрыта в таких строчках: «..область, охватываемая зрением, подобна темнице, а свет от огня уподобляется в ней мощи Солнца. Восхождение и созерцание вещей, находящихся в вышине, - это подъем души в область умопостигаемого.

Сократ говорит этим, что находясь здесь и сейчас невозможно постигнуть бытие, необходимо движение души вверх, выходить за пределы бытийного мировоззрения. Тогда тот свет от ламп, который казался солнцем, окажется лишь блеклым его отражением, а взгляды на мир, людей и вещи - лишь слежением за отбрасываемыми тенями за которыми не видно сути вещей, людей, отношений.

Человек, который постиг то, что выше, дальше бытия, за его пределами, тогда перед ним открывается то, что и является причиной всего правильного и прекрасного. Тогда вернувшись назад, в ограниченную шорами жизнь, такой человек перестает стремиться к «благам» этой жизни, так как знает их ограниченность и иллюзорность. Эта ограниченность (пещера) не позволяет человеку сознательно действовать как в своей личной жизни, так и в общественной.

Гносеологические проблемы (особенности процесса познания) выражены Сократом при обсуждении вопроса о просвещенности души. Он говорит, что неверно думают, будто в душе у человека нет знаний, и знания вкладываются в человека как в «слепые глазницы зрение» или как говорится про обучение детей, что ребенок - это чистый лист бумаги. Сократ утверждает, что в душе у каждого человека есть такая способность, орудие, которое помогает обучиться. Но она неправильно направлена. Вот для этого и нужно приложить усилия, чтобы повернуть человека к объекту познания.

При этом Сократ говорит, что некоторые свойства души, как и свойства тела человека, следует развивать упражнениями, чтобы они стали привычками. Но это не касается способности понимать, так как она, по-видимому, имеет «божественное происхождение, никогда не теряет своей силы, но в зависимости от направленности бывает, то полезной и пригодной, то непригодной и даже вредной».

Аксиологические проблемы - ценностные проблемы выражаются в том, что у кого взгляд направлен на положительное, тот видит и совершает положительные поступки. У тех же, чье «зрение» порочно, тот вынужден служить порочности. И чем острее его зрение и ум, тем больше этот человек совершает зла.

Праксиологические проблемы - особенности процесса эффективности действий.

Но Платон дает совет эффективного действия, который выражается в том, что «если сразу же, еще в детстве, пресечь природные наклонности такой натуры (порочной), которые словно свинцовые грузила, влекут ее к обжорству и различным другим наслаждениям и направляют взор души вниз, то, освободившись от …этого, душа обратиться к истине».

Таким образом, Платон считает, что человек имеет в своей душе знания на которые нужно направить его внимание, зрение. Способность понимать имеет божественную природу. При этом зрение человека может быть направлено как на положительное, так и порочное действие. Большое влияние на выбор жизненного направления играет воспитание в детстве, правильного направления внимания ребенка на положительные моменты, действия жизни.

Тема 5. Жанровое своеобразие философской дискуссии

Философское эссе на тему

«Хорошее начало - половина дела» (Платон).

Каждый человек хочет добиться в своих делах наиболее лучшего результата. Но как этого достичь? - вопрос, который задает себе каждый. Находятся любезные люди, которые могут дать нужный совет, однако за него придется платить немалые деньги. Если проанализировать советы как преуспеть в делах, то можно отметить, что вначале нужно записать, что для тебя значит преуспеть в делах. Ведь у каждого свое понимание. Лучше составить как можно подробный список, который следует в течение последующих лет дополнять и видоизменять.

Несмотря на то, что список этот будет длинным, вначале нужно выбрать одну задачу, решение которой больше всего приблизит вас к состоянию преуспевания. Это объясняется тем, и каждый со мной согласится, что заниматься всем и сразу неэффективно - не хватит времени. Поэтому нужно выбрать самую значимую, прорывную задачу. Составить план решения её. Что надо сделать, в какие сроки, что для этого понадобиться, кого просить о помощи, какие тренинги нужно пройти, от каких вещей избавиться. То есть составить план, который станет путеводителем.

Такое начало - половина дела. Останется только уделять больше времени выполнению этой задачи. Решив ее, сделайте выводы, как можно было бы решить ее быстрее, и действительно ли цель так важна, как она казалась в начале. А затем, повторите все шаги заново, но уже решая другие задачи.

Если же долгое время рассуждать, планировать, ничего не делая, завидовать успешным товарищам, откладывая начала дела «на следующий понедельник», то много времени пройдет, прежде чем что-то дельное получится. Да и время пролетит очень быстро.

Поэтому хорошее начало любого дела, это хороший зачин, который даст в будущем достойные плоды.

Делись добром ;)