logo
Философия в античном мире

4. Философы-естествоиспытатели. Левкип и Демокрит

В середине 5 века до н.э. развитие полисов рабовладельческой Греции достигло вершины своего исторического пути. Главным центром древнегреческой культуры явились Афины - наиболее значительное государство рабовладельческой демократии. Древнегреческая наука вступила в новую, более высокую фазу своего развития. Философы-естествоиспытатели Анаксагор, Эмпедокл, Левкип и особенно идеолог рабовладельческой демократии, великий материалист древности, Демокрит - содействовали новым достижениям древнегреческого материализма.

Проблема материи стояла в центре внимания всех материалистов 5 века до н.э. В естественно-научном, хотя и наивном, разрешении этой проблемы сказалась сила древнегреческого материализма, его преимущество перед идеализмом, бессильным объяснить явления природы и защищавшим враждебные науки, вздорные мифологические и теологические фантазии. Материалисты 5 века уже не удовлетворялись тем представлением о материи, которое было свойственно милетской школе и Гераклиту. Материалистические школы Анаксагора, Эмпедокла и Демокрита стремились разрешить вопрос о характере тех материалистических частиц, из которых, согласно их взгляду, состоят все вещи. Так, Анаксагор за основу всего существующего принимал материалистические частицы, сочетания которых образуют качественно подобные им тела. В истории философии за этими частицами закрепилось название "гомеомерии" ("подобно частные"), сам Анаксагор называл эти частицы "семенами" вещей. Эмпидокл основой всех природных явлений считал четыре материальных элемента, четыре "корня": огонь, воздух, воду и землю; каждое тело состоит из сочетания этих "корней". Левкип и Демокрит положили начало древнегреческой атомистике. Все явления природы, с их точки зрения, состоят из неделимых материальных частиц и пустоты. Атомы они называли бытием, а пустоту - небытием, причем небытие считали столь же реально существующим, как и бытие, атомы качественно одинаковы и различаются лишь формой ("строем"), порядком ("соприкосновением") и положением ("поворотом"). Возникновение и уничтожение бесчисленных миров, образующих Вселенную, и все изменения, происходящие в природе, сводятся, согласно Демокриту, к различным сочетаниям атомов, движущихся в пустоте и подчиняющихся природной необходимости. Для объяснения движения гомеомерий Анаксагор ввел внешнюю по отношению к ним силу - "нус", мировой "ум", который он понимал как тончайшее и чистейшее вещество. Эмпедокл объяснял движение в природе совместным действием двух противоположных сил - вражды и дружбы. Демокрит высказал гениальную до

гадку о самодвижении материи.

Взгляды Демокрита на природу в целом являются образцом стихийной диалектики древних греков. Он учил о вечном изменении природы, о возникновении бесчисленных миров в недрах бесконечной Вселенной, об их развитии и гибели, о разложении миров на составляющие их атомы и новом возникновении миров из новых сочетаний атомов. Демокрит развивал также диалектику в древнем смысле этого слова как отыскание истины путем столкновения противоположных мнений. Его теория познания была им изложена в художественной форме, в виде спора, столкновения мнений олицетворенного разума и чувств по вопросу о том, как познается истина.

Демокрит (ок.460 - 370 гг. до н. э)