logo
Философия как форма мировоззрения

2. Общая характеристика русской философии

Русская философия - одна из важнейших составных частей как отечественной, так и мировой культуры. В ней воплотились творческие поиски русского народа, проявились своеобразные черты национального характера и мышления. Кроме того, нельзя понять современную философию экзистенциализма, позитивизма, пост- и неомарксизма, не изучив результатов единственного в своем роде опыта философствования русских мыслителей. Н. Бердяев, Вл. Соловьев, Н. Федоров, Ф. Достоевский, Л. Толстой, М. Бакунин, П. Сорокин, С. Булгаков и многие другие являют собой самостоятельное, обладающее неповторимым национальным своеобразием, действительно оригинальное философское направление, достойно представляющее Россию в европейской философской традиции.

Русские философы использовали мыслительный материал, возникший на более развитой социокультурной основе, включили его, при этом соответствующим образом переработав, в структуры национального происхождения. Главными моментами в этом процессе стали:

теории естественного права и договорного происхождения государства, принятые в России задолго до постановки задач антифеодальных преобразований и истолкованные в широком диапазоне программ нескольких политических направлений (консервативных, просветительских, радикальных);

теории утопического социализма, возникшие в начале XIX в. как альтернатива развивающемуся капитализму и взятые на вооружение либеральным и радикальным дворянскими движениями, народниками, революционными демократами конца XIX - начала XX в., непримиримо относившимися к идее последовательного развития России;

антропологический материализм, который в России превратился в главную теоретическую систему почти всех направлений революционного движения;

идеалистическая диалектика, подвергнутая материалистической обработке и понятая как метод революционного отрицания, что было, кстати говоря, осуществлено параллельно с разработкой К. Марксом аналогичных проблем;

мистические религиозно-философские системы, прежде всего Ж. де-Местра и Я. Беме, перенесенные на почву русского православия. Следовательно, проникновение в Россию передовых философских идей Европы, их творческая переработка на национальной почве, своеобразие которой основывалось на неповторимости русской истории и оригинальном восприятии и интерпретации христианского вероучения, вызванном противостоянием русского православия всем остальным христианским церквям, и породило тот феномен, который мы сегодня называем русской философией.

Русская самобытная философская мысль начинается с философии истории, с вопроса: что есть Россия и каково ее предназначение в истории человечества. Русским людям давно уже было свойственно чувство, именно чувство, а не сознание, что Россия имеет особенную судьбу, что русский народ - народ особенный. Подобное чувство или сознание называют мессианским. Русская историософская мысль работала в атмосфере глубокого пессимизма в отношении к прошлому и особенно к настоящему России и оптимистической веры и надежды в отношении к ее будущему.

Первый русский философ истории П. Чаадаев продемонстрировал разочарование в историческом прошлом России. Но следующий за ним А. Герцен ощутил уже разочарование и в Западе. Это основные исходные факты для данной русской философской темы XIX в. 30-е гг. были годами социальных утопий. И для этого десятилетия характерна некоторая экзальтированность. Так, восстание П. Чаадаева против русской истории выразилось, в частности, в словах: "Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами". Мысль о русской истории, о прошлом России выражена с глубокой болью. Это крик отчаяния человека, любящего свою страну. Он думал, что силы русского народа не были актуализированы вето истории, они остались как бы в потенциальном состоянии. Но это обстоятельство могло стать залогом его великого будущего. Он высказывает некоторые основные для всей русской философии XIX в. мысли, а именно, что отсталость России дает ей возможность выбора своего будущего. "Прошлое уже нам не подвластно, но будущее зависит от нас".П. Чаадаев проникается мистической верой в особую миссию Россия, которая, по его мнению, еще может занять ведущее место в духовной жизни Европы.

В развитии темы "Россия и Европа" важную роль сыграл спор славянофилов и западников. Это был спор о вариантах будущего России, Русская философия истории должна была прежде всего решить вопрос о смысле и значении реформ Петра I, которые разделили русскую историю как бы на две части. Именно по этому вопросу произошло столкновение. Западники целиком приняли реформу Петра I и будущее России видели в том, чтобы она пошла западным путем. Славянофилы верили в особый тип культуры, возникающий на духовной почве православия. Реформы Петра I и европеизация страны в петровский период были, с их точки зрения, изменой России.

Размышления русских философов над проблемами философии истории привели в конце концов к сознанию, что путь России - особый: Россия есть "Великий Восток-Запад"; она представляет собой целый огромный мир; в русском народе заключены великие силы и это есть народ будущего; именно он разрешит великие вопросы, которые Запад уже не в состоянии разрешить, и которые в Европе даже не ставятся во всей их глубине. Однако это сознание мессианского предназначения России все время сопровождалось пессимистическим чувством тьмы русского общественного бытия, иногда сознанием, что Россия летит в бездну.

мировоззрение философия бытие мораль