logo
Философия Рене Декарта (1569-1650 гг.)

1.2 Врожденные идеи. Проблема Бога

Декарт полагал, что люди появляются на свет с врожденными идеями, и в этом он следовал Платону. В нас есть представление о Боге, но мы никогда не воспринимали Бога органами чувств. Мы имеем представление об идеальной окружности, но в окружающем мире мы ее никогда не встречали; то есть мы рождаемся с определенными идеями внутри нас, которые мы способны распознать с помощью разума: «Безусловно, понятие о Боге, до конца совершенном Существе, я обнаружил внутри себя так же, как понятие о форме или числе».

Существуют, полагал он, идеи трех видов:

- врожденные;

- чуждые и приходящие извне;

- изобретенные нами.

Врожденное понятие дает нам:

- Знание себя.

- Знание Бога.

- Знание математики.

Врожденные идеи - это мыслительные очевидности, в которых мы не сомневаемся, настолько естественными они нам представляются: идеи Бога, собственного существования («я»), свободы, причинности, протяженности, математических истин. Они вложены в нас до рождения Богом, и они же могут быть фундаментом единой, всеобщей философии. Второй вид идей одинаков с внешними объектами. Мы предполагаем это частично потому, что так думать учит нас природа, частично потому, что такие идеи приходят независимо от воли, и поэтому кажется разумным предположить, что посторонняя вещь запечатлевает свой образ во мне. То, что усматривается посредством естественного света моего ума, нельзя отрицать, но простая склонность может быть направлена к тому, что ложно. А что касается чувственных, которые являются непроизвольными, это не является аргументом, так как сны тоже непроизвольны, хотя они и не приходят извне. Основания для предположения о том, что чувственные идеи приходят извне, поэтому неубедительны. Более того, иногда есть две различные идеи одного и того же внешнего объекта, например: солнце как оно является органом чувств и солнце, в которое верят астрономы. Оба этих восприятия не могут быть одинаково похожими на солнце, и разум показывает, что одно из них, которое приходит прямо из опыта, должно быть наименее похожим на солнце из этих двух восприятий. Полностью сомнения в отношении существования внешнего мира могут быть опровергнуты только при помощи доказательства существования Бога. Врожденность идеи Бога, по убеждению Декарта, осознается легче всех других

Доказательства существования Бога взяты Декартом из схоластической философии. Когда существование Бога доказано, все остальное может быть легко выведено. Так как Бог добр, он не будет действовать подобно обманчивому демону, которого Декарт вообразил как основу для сомнения. Значит, Бог дал нам такую сильную склонность верить в существование тел, что он стал бы обманщиком, если бы ничего не существовало; следовательно, тела существуют.

Именуя бесконечную и совершеннейшую вещь в духе своего времени «Богом», Декарт констатирует: «Во мне некоторым образом более первично восприятие бесконечного, нежели конечного, или, иначе говоря, мое восприятие Бога более первично, нежели восприятие самого себя». Здесь выясняется, что достоверность положения «я существую» непосредственным образом зависит от достоверности восприятия Бога. Знание о существовании «я» поэтому не есть абсолютная истина! До тех пор пока не доказана истинность идеи Бога, мы не вправе однозначно утверждать, что идея существования «я» истинна, несмотря даже на ее несомненную достоверность для моего «я». Свое существование я, существо конечное, получаю не от себя - «если бы я происходил от самого себя, я не испытывал бы ни сомнений, ни желаний, и вообще я был бы самодовлеющим существом..., был бы Богом» - поэтому метод обязывает Декарта искать основание существования конечного духа вне «я».

Существует общераспространенное мнение, что понятие Бога служит Декарту просто вспомогательной конструкцией, к которой он прибегает в тех случаях, когда оказывается не в состоянии предложить естественное объяснение какой-либо вещи. Отчасти это верно, однако, кроме того, Декартово понятие Бога, особенно в отношении к существованию «я», заключает в себе новый и чрезвычайно важный смысл, предопределивший последующую историю науки логики.

Основным атрибутом Бога для Декарта является абсолютная бесконечность. Его доказательства существования Бога, таким образом, заключают в себе логическую санкцию на оперирование категорией бесконечности в теоретическом мышлении, в первую очередь в математике. С другой стороны, моделью для «априорного» доказательства существования Бога Декарту явно служат доказательства математические: рассматривая идею Бога аналогично тому, как математик рассматривает фигуры и числа, Декарт находит, что «вечное бытие еще более присуще его природе, нежели все те свойства, относительно которых я доказываю, что они присущи какой-либо фигуре или числу; в силу этого... бытие Бога для меня приобрело, по крайней мере, ту ступень достоверности, какую до сих пор имели математические истины».

«Априорным» доказательством называется выведение существования Бога из простой идеи о нем.

В Декартовой версии априорный аргумент выглядит следующим образом:

Бог мыслится как всесовершенное существо.

Бытие является наивысшим совершенством вещи.

Бог есть не что иное, как актуально бесконечная реальность. В этом собственно и заключается «очищенная» (при помощи рефлексии духа в себя) идея Бога. Благодаря априорному аргументу она окончательно утверждает себя в качестве первичной верховной идеи разума. «Итак, я вижу, что вся достоверность и истинность знания зависит исключительно от постижения истинного Бога, так что раньше, нежели я его познал, я не мог иметь ни о какой другой вещи совершенного знания». Майданский А Д. Реформа логики в работах Р. Декарта и Б. Спиноза// Вопросы философии. - 1996. - №10. - С. 148-149.