Философия сознания и познания

контрольная работа

3. Проблема сознания в истории философии

Для любого человека сознание выступает некой повседневной данностью и в этом смысле чем-то самоочевидным. Вместе с тем на сущностном уровне оно представляет собой одну из глубочайших мировых загадок, постижением которой были заняты мыслители всех времен и народов. По сути, ни одна философская система не может обойти проблему сознания, имеющую относительно самостоятельное значение и тесно связанную с другими философскими проблемами. Важность ее определяется также необходимостью ответа на насущные потребности науки и практики. Человеческое бытие включает в себя различные феномены сферы сознания -- передача знаний, целеполагание, сновидения, эмоции, воображение и т.д. Очевидные трудности частнонаучных исследований сознания определяют остроту философских споров по различным аспектам данной проблемы. Основоположник позитивизма французский философ О. Конт высказал в этой связи небезынтересное (хотя, как впоследствии выяснилось, и небесспорное) замечание о том, что человеческий разум испытывает особые трудности в исследовании самого себя, поскольку невозможно быть одновременно и наблюдателем и наблюдаемым.

Особенности подхода того или иного философского направления к проблеме сознания определяются главным образом решением основного вопроса философии и, стало быть, ориентацией в оппозиции "материя -- сознание". Немаловажную роль играют также представления о предмете и структуре философии и ее взаимоотношениях с другими формами общественного сознания (наукой, религией, искусством). Все это задает категориальный аппарат, стратегию и приемы анализа сознания.

Инициатива в постановке проблемы сознания принадлежит идеализму. Идеалисты и представители религиозного мировоззрения, отстаивающие мысль о первичности сознания, обратили внимание на его качественное отличие от других явлений, его роль в деятельности человека, на труднообъяснимые познавательные и психические феномены. Однако при таком подходе снимается проблема происхождения сознания, а многие его свойства оказываются оторванными от реального субстрата и потому мистифицированными.

В отличие от идеализма материализм исходит из первичности материи -- сознание производно от материи и к тому же принадлежит к высшей форме ее организации. Такая позиция ближе представителям науки и практики, но аргументировано доказать ее справедливость нелегко.

Наряду с двумя главными философскими направлениями следует учитывать идейные течения, компромиссно объединяющие различные философские идеи. Одно из них -- гилозоизм (греч. hyle -- вещество, zoe -- жизнь), отрицающий границу между живым и неживым и доходящий до признания всеобщей одушевленности универсума (панпсихизм). Таких воззрений придерживались первые греческие натурфилософы, некоторые философы эпохи Возрождения (Б. Телезио, Дж. Бруно) и Нового времени (Б. Спиноза, Ж.Б. Робине). Гилозоизм создавал важный противовес механицизму с его представлением, с одной стороны, о косной "мертвой" материи, а с другой -- о внешней "силе" как источнике движения. Однако, что касается художественного мышления, то здесь настроения в духе гилозоизма встречаются довольно часто. Характерным примером является известное стихотворение Ф.И. Тютчева:

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик -- В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...

В отличие от материалистического и идеалистического монизма дуализм (Р. Декарт, Н. Мальбранш, Р. Авенариус) допускал существование двух субстанций -- материальной и духовной. При этом особо важно было понять принципы взаимоотношения между ними, но как раз они и оставались невыясненными: в учениях представителей дуализма обе субстанции то действуют параллельно и независимо, то теснейшим образом обусловливают друг друга. Подчеркивая роль взаимодействия материального и духовного, что имеет фундаментальное значение, например, для характеристики общественного бытия, дуализм, по сути, снимал вопрос о происхождении сознания.

Делись добром ;)