Введение
Интерес к феномену науки и законам её развития столь же стар, как и сама наука. К концу XX века философская теория развития науки считается в значительной степени сформированной благодаря концепциям Т.Куна, К. Поппера и И. Лакатоса, которые занимают достойное место в сокровищнице мировой философской мысли. Однако вопросы, связанные с философией науки и законами её развития в силу своей многогранности являются актуальными и в наше время.
Развитие науки на протяжении всего периода имеет динамичный, но в силу этапов своего развития неравномерный характер. Научное развитие можно представить двумя этапами, которые последовательно приходят на смену друг друга. Это этап спокойного развития (этап «нормальной науки») и этап научной революции, который характеризуется, как период коренной ломки, трансформации, переинтерпретации основных научных результатов и достижений, видоизменения всех главных стратегий научного исследования и замещения их новыми стратегиями.
Научное знание постоянно изменяется по своему содержанию и объему, обнаруживаются новые факты, рождаются новые гипотезы, создаются новые теории, которые приходят на смену старым. Происходит научная революция. Существует несколько моделей развития науки:
- история науки: поступательный, кумулятивный, прогрессивный процесс;
- история науки через научные революции;
- история науки как совокупность частных ситуаций.
Первая модель соответствует процессу накопления знаний, когда предшествующее состояние науки подготавливает последующее; идеи, не соответствующие основным представлениям, считаются ошибочными. Эта модель была тесно связана с позитивизмом, с работами Э.Маха и П.Дюгема и некоторое время была ведущей.
Вторая модель основана на идее абсолютной прерывности развития науки, т.е. после научной революции новая теория принципиально отличается от старой и развитие может пойти совсем в ином направлении. Эта модель была предложена известным американским учёным Т. Куном
Третья модель развития науки была предложена британским философом и историком науки И. Лакатосом. Суть этой модели заключалась в смене научных программ.
Понятие «научная революция» содержит две последние модели развития науки. В приложении к развитию науки оно означает изменение всех ее составляющих - фактов, законов, методов, научной картины мира. Поскольку факты не могут быть изменяемы, то речь идет об изменении их объяснения.
Так, наблюдаемое движение Солнца и планет может быть объяснено и в схеме мира Птоломея, и в схеме Коперника. Объяснение фактов встроено в какую-то систему взглядов, теорий. Множество теорий, описывающих окружающий мир, могут быть собраны в целостную систему представлений об общих принципах и законах устройства мира или в единую картину мира. О природе научных революций, меняющих картину мира, было много дискуссий.
Из всего вышеизложенного необходимо подчеркнуть, что определяющим дальнейшее направление развития науки является этап научной революции.
В данной работе будет раскрываться феномен научных революций, в соответствии с научными работами и концепциями Т. Куна, И. Лакатоса К. Поппера и других известных учённых.