ВВЕДЕНИЕ
"Русская идея" -- понятие, с помощью которого можно, следуя за философами XIX--XX столетий, объединить целую группу тем и проблем, идейных течений и направлений, дискуссий, которые в немалой степени определяли картину развития российской культуры, в частности и в особенности философии. Но и на исходе нашего века и второго тысячелетия наблюдается новая вспышка интереса к ушедшим в прошлое спорам и к тем выдающимся мыслителям, которые в них участвовали. Ибо сходные темы и проблемы стали вновь волновать россиян и всех тех, кому небезразличны судьбы России.
Именно «Русская идея» о судьбе России и будет являться предметом данного исследования.
Мы могли бы сегодня сказать о себе и нашем времени то, что писал видный поэт и философ России В. Иванов (1866--1949) в статье "О русской идее", опубликованной в 1909 г. в журнале "Золотое руно":
"Наблюдая последние настроения нашей умственной жизни, нельзя не заметить, что вновь ожили и вошли в наш мыслительный обиход некоторые старые слова-лозунги, а, следовательно, и вновь предстали общественному сознанию связанные с этими словами-лозунгами старые проблемы".
О каких же проблемах, "словах-лозунгах", говорили в начале века, и идет речь сегодня, когда употребляется объединяющее их понятие "русская идея"? Суммируя дискуссии, можно условно выделить следующие основные группы проблем и линий спора:
1) Любовь к России, к Родине -- характер русского, точнее, российского патриотизма. Патриотизм и критическое отношение к России, к российскому, значит, многонациональному народу, в частности к народу русскому -- совместимы ли они? Патриотизм как пробуждение национального самосознания.
2) Историческая миссия России и ее народа. Утверждение о русском народе-мессии, возрождение идеи о России как "Третьем Риме". Различия между "миссионизмом" и "мессианизмом".
3) Исторический путь России, его своеобразие и его пересечение с путями других народов, стран, регионов:
а) Россия и Запад;
б) Россия и Восток. Россия как Евразия;
4) Русская душа", или специфика национального характера русского народа.
5) Своеобразие российской национальной культуры. Специфика российской философии. "Национальные" ценности и ценности общечеловеческие.
6) Российская государственность. Специфика решения проблем свободы, права, демократии, реформ и революции в России. Особая социальная роль и ответственность российской интеллигенции.История философии: Запад - Россия - Восток (книга третья, философия XIX-XX веков). М.,1992. С. 70
Целью работы будет являться определение «русской идеи» в произведениях философов эмигрантов, заданного периода времени, т.е. 20-30-ые годы XX века. Для этого поставлены следующие задачи:
1. Узнать социально-политические условия для развития философской мысли в России;
2. Разобрать отдельных авторов, которые писали по заданной тематике;
3. Найти самобытность «русского идейного пути»
Ностальгические чувства, сложным образом перемешанные в мироощущении русских людей, оказавшихся после революции в эмиграции, будут интересовать в данной работе не с художественной или психологической, а с философской стороны.
С точки зрения того, на что они направлены, т.е. как рефлексия на тему России, занявшей центральное место в творчестве русских философов послеоктябрьского зарубежья, что будет являться объектом данного исследования. Ведь по-прежнему «белым пятном» является философская культура послеоктябрьской эмиграции, которая в течение десятилетий отбрасывалась в СССР как белоэмигрантская, что предопределило отрицательное отношение ко всем философам этого периода и их творчеству.
- ВВЕДЕНИЕ
- Глава 1. Социально-политические условия для развития философской мысли в 20-30-е годы XX века в России
- Глава 2. Идеи и взгляды философов о судьбе России
- 2.1 «Русская идея» Н.А. Бердяева
- 2.2 «Философское пробуждение» Г.В. Флоровского
- 2.3 «История русской философии» В.В. Зеньковского
- 2.4 «Основные черты русской нации в двадцатом столетии» П.А. Сорокина
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ