Введение
В Новое время социально-философская мысль получила мощный импульс для своего развития, обусловленный активным становлением буржуазно-капиталистических отношений: было пересмотрено соотношение государства и общества, произошло теоретическое расщепление общества и политических структур и раскрытие на этой базе их причинно-следственных связей, связей целого и части.
Первым мыслителем, предложившим такое понимание социума, был английский философ Томас Гоббс (1588-1679). В своей теории Гоббс не отрицал огромное значение государства в общественной жизни.
Напротив, английский мыслитель выступил апологетом мощной государственной власти. Его заслуга состоит в том, что он впервые показал естественное происхождение государства, политических институтов и отношений иных сфер общественной жизни.
Общество, по Т. Гоббсу, - это подобие гигантского механизма, а человек - элементарная его часть. По своей природе человек является эгоистом, живущим исключительно инстинктом самосохранения.
А поскольку Т. Гоббс считает образцом последовательного и доказательного логического мышления геометрию Эвклида (III в. до н.э.), он ставит перед собой задачу дедуцировать содержание социальной науки из исходного эгоизма человека и подобных аксиом. Отказываясь от идеи Божественного происхождения государства, Т. Гоббс доказывал, что государство имеет естественное, чисто земное происхождение, так как создано самими людьми.
Суть его учения такова: в естественном (дообщественном) состоянии царит беспредельный эгоизм, но люди равны по своей природе, и именно это равенство порождает непрерывные конфликты. Конфликт воль и стремлений существует как "война всех против всех", поэтому только деспотизм является условием гражданского благоденствия.
Т. Гоббс обосновывает переход от естественного состояния к общественному, или государственному, посредством взаимного согласия, договора. Образовавшееся государство подобно библейскому чудовищу Левиафану. Стоя на позициях крайнего антидемократизма, Т. Гоббс выступает против народного суверенитета, считая наилучшей формой правления монархию. Тем самым политико-центристская методология исследования общества получила в лице Гоббса первого и весьма влиятельного критика.
Линию исследования соотношения общества и государства продолжил французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778).
Его представление о естественном догосударственном состоянии принципиально отличается от гоббсовского. Согласно мыслителю люди в естественном состоянии были добродетельными существами и забота о самом себе не вредила самосохранению других. Естественное состояние - это золотой век человечества.
Причина его потери, по Ж. - Ж. Руссо, - возникновение частной собственности, которая вывела людей из естественного и перевела в государственное состояние. Руссо блестяще показал проблемы и противоречия, порождаемые частной собственностью, глубоко проанализировал причины социального неравенства, угнетения и эксплуатации.
По существу философ провел самую глубокую критику буржуазного общества на домарксистском этапе развития социальной философии. Но, несмотря на различия понимания сути государства, Руссо и Гоббса объединяло понимание общества как целого с источником развития в нем самом.
гоббс руссо социальная философия
- Введение
- 1. Новизна и особенности философии нового времени. Ее основные направления и представители
- 2. Томас Гоббс глазами исследователей его социологического наследия
- 3. Характеристика взглядов Жан-Жака Руссо
- 4. Осмысление идеи общего блага в социальной философской традиции эпохи Гоббса и Ж.-Ж. Руссо
- Заключение